Если
милость
Божия
привела вас в
Церковь, а сами
вы
попущением
Его пришли
ещё и в филологию,
то до вас
наверняка
доносились
голоса,
толкующие о
несовместимости
православия
и
литературоведения.
Справа Ц басы:
лЧем мирским
суемудриям
предаваться,
лучше бы о
душе
подумали!╗
Слева Ц дишканты:
лИзбавьте же
наконец
науку от
внешней идеологии!
Раньше Ц
марксизм,
теперь Ц
поповщина!╗
И
те, и другие
не совсем
неправы.
Воистину
есть вещи на
свете и
поважнее литературоведения.
И Ц да, сейчас
почти всё, претендующее
быть
лправославным
литературоведением╗,
выглядит
какой-то
псевдоморфозой
марксизма-ленинизма.
Только
сейчас наибольший
комплимент
писателю Ц не
лпроникнутый
подлинно
революционным...╗,
а л...подлинно
православным
духом╗, а
отрицательная
характеристика
нынче
лодержимый
бесовской
гордыней╗
вместо
лвоинствующий
мракобес и
оголтелый
реакционер╗...
Голоса
эти требуют и
имеют право
требовать
ответа. И
сразу
заметим:
второму
ответить
легче, стєит
только
признать
очевидную
истину: ллитературоведение
должно быть
наукой╗ (а
любитель
аргумента
лсам съешь╗
добавил бы,
что у ратующих
за свободу
мысли от
религиозных
пут с
научностью
тоже часто
бывает
неблагополучно).
В самом деле,
нежелание
понимать
текст,
дешёвый морализм,
автоматизм
суждений,
бездоказательность
и
предсказуемость
выводов (всё
это и впрямь
преизобилует
в
лправославном
литературоведении╗)
Ц всё это
недостатки,
обусловленные
никак не
православием,
а лишь непрофессионализмом.
Работы,
где нам
объясняют,
что творения
поэта N
исполнены
гордыни,
прелести и
нечестия, или,
напротив, что
писатель Х
был истинным
христианином
и лишь по
недосмотру
не причислен
пока к лику
святых,
пишутся,
насколько я могу
судить, по
разным
соображением.
Одни авторы с
неофитским рвением
не по разуму
(с разумом в
таких случаях
часто
обходятся
жестоко)
спешат
поведать
публике
недавно
открывшиеся
им истины, за
этим, впрочем
законным,
стремлением
забывая и об
исследуемом
тексте, и о
науке, и о тому
подобных
пустяках.
Другие
используют
православие
как замену
Передового
Учения,
позволявшего
заранее
знать ответы
на все
вопросы и
чувствовать
себя
заведомо умнее
изучаемого
автора Ц это
приятно и
удобно,
поскольку
избавляет от
необходимости
читать и понимать
читаемое. Что
ж Ц и это
вполне понятно;
вне
православной
среды за
Передовое Учение
сходят
подчас и
Фрейд с
Юнгом, и Фуко
с Лаканом, и
(тс-с-с!) Лотман
с Топоровым.
По мне же,
описание
поэта N,
изживающего
кастрационный
комплекс, не
научнее и не
достовернее
проповеди о
поэте N,
ослеплённом
страстьми
душевными (и
то сказать:
страсти-то и
в самом деле
есть у всякого,
а насчёт
кастрационных
комплексов я
не уверен).
Вопрос
другой
стороны: лА не
зазорно ли
православному
христианину
тратить
время на книги,
то ли пустые,
то ли вовсе
вредные?╗ Ц
глубже и серьёзней
чем кажется,
несмотря
даже на сходство
с
легендарной
фразой
халифа Омара,
спалившего
Александрийскую
библиотеку
(лЕсли в этих
книгах
написано то
же, что в Коране,
они не нужны;
а если иное,
то они вредны╗).
Больше того,
здесь Ц одна
из важнейших
проблем,
стоящих
сейчас перед
Церковью.
Отношение
русской
церкви к
послепетровской
и вообще
новоевропейской
культуре в основном
(без
лспрямлений╗
тут не
обойтись) колебалось
между глухой
обороной и
глухим равнодушием.
Да, конечно Ц
для этого
были причины.
Да, конечно Ц и
враждебность,
и равнодушие,
и глухота
были
обоюдными. Я
не виноватых
ищу, а
напоминаю о
факте: о
сосуществовании
двух культур
(светской и
церковной),
мало знающих
друг о друге
и не
любопытствующих
узнать
больше. Это
спасло
Церковь от многих
серьёзных
соблазнов
(вроде теологии
лсмерти Бога╗)
и просто от
провалов
вкуса (вроде
богослужений
под
рок-музыку),
но это же это
же создавало
иные
безвкусицы и
соблазны. Чем
обернулся
для России (и
для Церкви)
этот разрыв
между
образованным
обществом и
православием,
слишком
известно...
В
результате
часто как
единственно
возможный
для
христианина
преподносится
следующий
взгляд: лИз
книг Ц
Писание, Свв.
Отцы, жития;
из музыки Ц
знаменный
распев, из
живописи Ц икона╗.
Всё
остальное
объявляется,
в зависимости
от
настроения,
либо
пустяками,
недостойными
внимания,
либо прямой
бесовщиной.
Достойна
ли уважения
такая точка
зрения? Да,
как и
монашество
(аналогом
коего в
культурной
сфере она и
является:
монашество Ц
отказ от
мира, здесь Ц
отказ от
мирской
культуры).
Хуже, когда
прєклятой
объявляется
культура
современная
(обычно это
значит Ц
непонятная
и/ли неприятная
говорящему):
дескать, Бах Ц
хорошо, рок-музыка
Ц плохо;
Пушкин Ц
сойдёт,
Бродский Ц
ни-ни[1]...
Здесь уже нет
никакой
логики,
заслуживающей
этого имени
(и уважения).
То же
относится и к
делению культуры
по
национальному
или
географическому
признаку
(вроде лчто
может быть
доброго с
Запада╗?)
аБлажен
избравший
благую часть.
Блажен, кто
может жить
только
молитвой.
Блажен, чьи
мысли и
чувства
могут
питаться одной
только
сакральной
культурой.
Монашество
благословенно
Ц но и миряне
не прокляты.
И когда
спасение
объявляли
уделом одних
только
аскетов,
Церковь, не
колеблясь,
называла это
ересью.
Некогда ап.
Павел сумел увидеть
в языческой
философии
детоводителя
ко Христу Ц и
Свв. Отцы
воцерковили
её. В таком же
воцерковлении
нуждается и
новоевропейская
культура. Но
для этого её
нужно
услышать и
понять. А филология
Ц это служба
понимания
(примечательно,
что на этом
её определении
сошлись
неверующий М.
Гаспаров с православным
С.
Аверинцевым).
Так
что
филология
может
послужить
Церкви. Но и
Церковь
сегодня
может
послужить
науке. Дух
века сего,
захвативший
и
филологическую
среду, живёт
ощущением:
лИстины нет, а
если и есть,
то пошла она
нафиг!╗
Очевидно, что
такое мирочувствие
угрожает
самотождественности
любой науки,
и в первую
очередь Ц
гуманитарной.
Увы,
достойные
плоды сего
злонравия
видны
всякому, кто
к оной
причастен.
Дух этот силён, но, по счастью, как раз этому духу христианин сообразоваться решительно не может: недостойнейший из сынов Церкви всегда знает, лчто есть истина и что есть истина╗ (по слову А. В. Михайлова). И вполне возможно, что в непродолжительном времени только христиане и будут заниматься наукой, предоставив остальным более или менее интеллектуальный лтрёп╗. Но для этого мы в науке должны взыскать истины, а не повода для нравоучения или (упаси, Господи) пропаганды.
[1] Понятно, что имеются в виду не вкусовые суждения (лна мой взгляд, это плохо, неинтересно, однообразно, неглубоко╗), а приговоры о душевредности/душеполезности.