Владислав
Владимирович
Николаенко
Экспрессионизм
в Болгарии
Болгарская
культурная
ситуация
определялась
в первую
очередь
противостоянием
широко
понимаемого
модернизма и
более традиционного
искусства. На
этом фоне Э.
воспринимался
не как
самостоятельное
течение, а
как одна
правда,
наиболее
актуальная
из
внутримодернистских
тенденций.
Так понятый
Э. возникал
изнутри
символизма и
не противопоставлял
себя
символизму.
Поэтому
болгарские
писатели
могли
считать экспрессионистами
Малларме и
Рембо,
Гамсуна и
Стриндберга,
Демеля и
Рильке,
Л.Андреева и
Маяковского.
По той же
причине
"чистый" Э. не
сформировался
и в болг.
живописи, и в
театральном
искусстве.
В
литературе
экспрессионистские
тенденции
проникают
сперва в
прозу: фрагменты
из
"Богомильских
легенд" (1914)
Н.Райнова в
немецком
переводе
впоследствии
опубликовал
ж. 'Aktion' (1918). Перевод
был выполнен Г.Милевым
главным
пропагандистом
Э. в Болгарии.
В 1919 1922 гг. он
издает ж. "Везни",
объединяя
вокруг него
болг. модернистов.
"Везни" не
были
собственно
экспрессионистским
изданием, но
активно знакомили
болг. публику
с
творчеством
немецких
экспрессионистов
и близких к
ним литераторов
и художников
других стран,
а также объявляли
Э. основным
течением
современного
искусства и
адекватным
выражением
современной
души.
Влияние
немецких
экспрессионистов,
наряду с
воздействием
поэзии
Р.Демеля,
В.В.Маяковского
и
"Двенадцати"
Блока, во
многом определило
облик стихов
самого
Г.Милева. Под
сильным
влиянием Э.
находился и Ч.Мутафов.
В его прозе 1920-х
гг. человек
растворяется
в предметной
среде, а вещь,
напротив,
интериоризируется,
вбирая в себя
человеческие
эмоции.
Сентябрьское
восстание 1923 г.
и
последовавший
за его
подавлением
террор
привел к усилению
социальных
тенденций в
болг.
литературе.
Если
первоначально
Э. был орудием
литературной
борбы с
провинциальностью
и
красивостью,
то на новом
этапе в нем ищут
прежде всего
протеста
против
нечеловеческого
мира, в
который
брошен
современный
человек. Еще
недавно
экспрессионистом
казался
Малларме
теперь
экспрессионизм
находят у
Э.Синклера.
Вместо ж.
"Везни"
возникает ж. "Пламык"
(1924 1925), где
авторов
объединяет
не столько
поэтика,
сколько
политика.
Формируется
так наз. "септемврийская"
литература
(А.Страшимиров,
А.Расцветников,
Ламар), ее
тема крик
ужаса,
негодования
и скорби по
растерзанной
Болгарии. Эта
тема настоятельно
требовала
соответствующего
художественного
языка, и он
оказался во
многом
родствен Э. В
"септемврийской"
литературе
болг. Э.
переживает
свой
последний
взлет (поэма
Г.Милева
"Сентябрь", 1924).
После
гибели
Г.Милева в 1925 г.
термин "Э.", и
ранее
применявшийся
не слишком
строго,
перестает
звучать
боеывм
лозунгом и
постепенно сливается
с понятием
"выразительность".
Отдельные
черты
экспрессионистской
поэтики,
однако,
сохраняются
вплоть до
конца Второй
мировой
войны в
поэзии
Н.Вапцарова,
прозе С.Минкова
и др.
Присутствие
Э. в болг. т е а т
р е тоже
связано прежде
всего с
деятельностью
Г.Милева. В 1920 г. он
поставил в
Народном
театре
"Пляску смерти"
А.
Стриндберга, а
в 1922 г.
"Человека-массу"
Э.Толлера в
театре "Ренессанс".
В
живописи Э.
оказался
важнейшим
элементом
формировавшегося
в 1920-х гг. нац.
декоративного
стиля.Как и в
литературе,
элементы Э.
свободно
сочетались с
воздействиями
иных модернистских
течений от
сецессиона и
Сезанна до
Билибина и
Н.Рериха.
Близки к
экспрессионизму
некоторые работы
И.Милева,
Сирака
Скитника,
Б.Обрешкова,
К.Цоева и др. С Э.
начинал и Г.Папазов, впоследствии
переехавший
во Францию и
усвоивший
более
авангардную
манеру,
сочетающую
элементы
сюрреализма
и абстракции.
МИЛЕВ,
Гео (Георги
Милев
Касабов, 15.01.1895,
с.Раднево
после 15.05.1925,
София?). болг.
поэт,
прозаик,
переводчик,
лит. и худож.
критик,
театр.
деятель; главный
пропагандист
и теоретик Э.
в Болгарии.
Род. в
семье
учителя,
писать и
переводить
начал еще в детстве.
Раннее
увлечение
болг. и рус.
классикой
после
поступления
в Софийский
университет
(1911 г.) сменяется
преклонением
перед символизмом.
С 1912 г. изучает
литературу в
Лейпциге,
публикует в
болг.
журналах свои
переводы и
серию статей
"Литературно-художественные
письма из
Германии" (1913).
Главное
направление
его лит.
деятельности
противостояние
традиционному
бытовизму, натурализму
и
этнографизму
болг.
культуры, стремление
включить ее в
общеевропейский
культурный
процесс, имя
которому
модернизм, который
для М. был
синонимом
символизма.
Главную
линию
модернизма М.
вел от
Малларме через
Верхарна (с
которым М.
был лично
знаком и состоял
в преписке) к
Р.Демелю.
Диссертация М.
о поэзии
Демеля не
была
защищена из-за
начавшейся
мировой
войны. В 1916 г. М.
был призван в
армию, на
фронте был
ранен
(потерял правый
глаз).
Находясь
на лечении в
Германии, М.
сближается с
экспрессионистами,
в 1918 г. ж. 'Aktion'
публикует фрагменты
из
"Богомильских
легенд" Н.Райнова
в переводе М.
Однако его
собственные
стихи того
времени (они
вошли в сб.
"Жестокий
перстень",
изд. 1920) все же
скорее
символистские.
Вернувшись
в Болгарию, М.
организует в
1919 г. ж. "Везни"
один из
главных
органов
болгарского
модернизма.
Его статьи и
переводы в
этом журнале
важнейшая
веха в освоении
Э. болгарской
культурой.
Среди переводимых
авторов
Й.Бехер,
Э.Верхарн,
Г.Гейм, Г.Мейринк,
Фр.Ницше,
С.Пшибышевский,
А.Стриндберг,
Р.-М.Рильке,
Э.Толлер,
У.Уитмен. В 1920 он
начинает
свою карьеру
режиссера,
поставив
"Пляску
смерти"
А.Стриндберга
в Народном
театре. В
этом же году
М. переводит
"Двенадцать"
Блока,
понятую им
как одно из высших
достижений Э.
Проза М.
("Экспрессионистский
календарик
на 1921 г." и более
поздняя "Уродливая
проза", 1924)
представляет
собой
лирические
фрагменты
он считал фрагмент
наиболее
органичной
формой искусства,
поскольку
сила
искусства в
синтезе, а не
в анализе,
фрагмент же
есть
торжество синтеза.
В 1922 г. М.
издает две
книги стихов
("Панихида по
П.К.Яворову,
поэту" и "Иконы
спят") и
составленную
им самим
"Антологию
желтой розы",
в которую
вошли многие
его переводы.
В театре
"Ренессанс"
идет его постановка
пьесы
Э.Толлера
"Человек-масса".
В этом же
году
написаны
поэмы "Ад" и
"День гнева",
в которых Э.
выступает
уже не как декларация,
а как
органически
усвоенная поэтика.
В новых
стихах М.
усиливаются
социальные
мотивы. Он
увлекается
советским
искусством
(Блоком и
Маяковским
прежде всего)
и даже делает
попытку
вступить в
компартию.
Жестоко
подавленное
Сентябрьское
восстание 1923 г.
обернулось
усилением
левых
тенденций в
болг.
литературе.
На место
эстетского ж.
"Везни"
приходит
политически
ангажированный
ж."Пламык".
В нем
напечатано
главное
произведение
М. поэма
"Сентябрь" (1924).
М. издает сб.
переводных революционных
стихотворений
"Крещение
огнем и
духом" (1923), а
"Пламык" из
номера в
номер
печатает
антологию Э.Синклера
"Крик о
правде".
Лозунгом М.
остается Э.,
но теперь
задача Э. не
произвести
революцию в
искусстве, а
стать
искусством
революции.
В
начале 1925 г.
"Пламык"
остановлен
цензурой, суд
приговаривает
М. к штрафу. 15
мая 1925 г. М. был
вызван в
полицию,
откуда не
вернулся. В
это же время
пропал без
вести и еще
один
поэт-сторудник
"Пламыка" Хр
Ясенов. Как
стало
известно
позднее, они
были с
другими
жертвами
удавлены и
похоронены в
братских
могилах.
МИЛЕВ,
Иван (Иван
Милев Лалев,
19.02.1897, Казанлык
29.01.1927, София)
болг.
живописец,
график,
театр. художник.
Сын
пастуха.
Рисовать
начал еще в
гимназии. Участвовал
в I мировой
войне. Служил
сельским учителем.
В 1920 г.
приехал в
Софию и
устроил
выставку своих
работ. Открыл
ее
вступительным
словом Г.Милев,
он же
напечатал о
ней
похвальную
рецензию. Это
открыло М.
путь в
Художественную
академию.
Вокруг него
объединяются
молодые художники,
недовольные
привычной
гладкописью.
Первым из
болг. художников
стал
разрабатывать
плакат как
художественный
жанр.
Главная
заслуга М.
создание
национального
декоративного
стиля. В
основе его
эстетика
иконы и
народного
эстампа, на
которую наложена
изощренность
art nouveau (ощутимо
воздействие
Билибина,
Врубеля, Н.Рериха).
За панно
"Крали
Марко" (1925) М.
получает Гос.
премию.
С 1926 г. М.
работает в
Народном
театре. Среди
оформленных
им
постановок
"Ганнеле"
Гамсуна и
"Тот, кто
получает
пощечины"
Л.Андреева.
Элементы
Э. проникают
в творчество
М. в середине
1920-х гг. Они
ощутимы в
цикле работ
на темы
народных
обрядов
("Поминки",
"Обручение",
обе 1923, "В церкви",
"Деревенская
мадонна", обе
1925, "Молитва", 1926)
и особенно в
социально
окрашенных произведениях
("Беженцы",
"Сентябрь 1923",
обе 1926).
ПАПАЗОВ,
Георги (Жорж)
Панайотов (02.02.1894,
Ямбол 23.04.1972, Ванв)
болг.
живописец,
работавший
главным образом
во Франции.
Происходил
из
крестьянской
семьи. Изучал
архитектуру
и парковое
искусство в
Праге, затем
живопись в
мастерской
Г.Гофмана в
Мюнхене.
Элементы Э.
сильны в его
ранних работах,
выполненных
под сильным
воздействием
полотен
П.Клее,
В.Кандинского
и О.Кокошки (последнему
принадлежит
один самых
восхищенных
отзывов об
искусстве П.).
В слепом подражании
этим
мастерам его
упрекал Г.Милев в
рецнзии на
софийскую
выставку П. 1919 г.
В 1924 г. П.
уезжает во
Францию, и
уже в 1925
выставляется
в Салоне
Независимых.
В Болгарию он
больше не
вернется,
только в 1935
устроит
выставку в
Софии. С
этого
времени П.
находится в
самой гуще
художественной
жизни
Франции.
Совместные
проекты
связывают
его с
П.Пикассо,
Ж.Браком,
Ф.Леже, П.Клее,
Х.Миро,
А.Дереном,
М.Вламинком.
Его стиль
становится
более
авангардным,
тяготея к
сюрреализму
(П. участник
первой
выставки
сюрреалистов,
вместе с
Х.Миро,
М.Эрнстом,
Г.Арпом), а
затем
вбирает
элементы
абстракции.
П.
издал
по-французски
автобиографический
роман
"Братья
Дреновы" (1952),
книгу
воспоминаний
"Паскен...
Паскен... это
я!" (1932), "Письма к
Дерену" (1966) и
др.книги.
"ПЛАМЫК.
Ежемесячный
журнал
литературы и
искусства"
("Пламък"
"пламя"
по-болгарски)
выходил с 01.1924
по 01.1925, всего 11
номеров.
Главный редактор
Г.Милев,
среди
сотрудников
Хр.Ясенов,
Ламар, А.Страшимиров.
Отразил
резкое
"полевение"
части болгарских
модернистов
после
Сентябрьского
восстания 1923 г.
и
последовавшего
за его подавлением
террора. В "П." был
напечатан
шедевр
Г.Милева
поэма "Сентябрь",
а также одно
из
центральных
произведений
А.Страшимирова
"Исповедь".
Из номера в
номер
публиковалась
антология
революционной
поэзии "Крик
о правде"
Э.Синклера,
печатались
произведения
В.В.Маяковского,
В.Я.Брюсова,
Л.Андреева,
В.Гюго,
Э.Верхарна,
Р.Демеля,
репродукции полотен
Ван Гога,
П.Брейгеля-старшего,
О.Кокошки.
Литературная
программа
"П." превращение
Э. в
искусство
революции,
"варваризация"
искусства,
ломка
традиционной
формы.
Эксперимент
этот был
двусторонен:
модернизм
становится
революционным
искусством,
но и
революционное
искусство
воспринимается
как
художественный
авангард, его
ангажированность
ощущается
как смелый
художественный
прием.
В
январе 1925 г.
издание
запрещено
цензурой, Г.Милев
и Хр.Ясенов
пали
жертвами
полицейских
репрессий.
"ВЕЗНИ.
Литературно-художественный
журнал"
("везни"
по-болг.
"весы")
выходил в
Софии с 1919 по 1922 г.
Главный
редактор Г.Милев.
Среди
сотрудников
Т.Траянов,
Л.Стоянов, Хр.Ясенов,
Н.Райнов,
Э.Попдимитров,
Н.Лилиев, Ламар,
Ч.Мутафов,
Сирак
Скитник.
Главный
орган болг.
модернизма в
межвоенный
период.
Художественная
ориентация
"В." колебалась
между
символизмом
как
господствующим
направлением
болг.
модернизма
(отсюда
название, отсылающее
к
знаменитому
русскому
журналу) и Э.,
энтузиастом
которого был
Г.Милев. Компромисс
был найден
Г.Милевым: по
его мысли, Э.
есть
современная
стадия
символизма,
родоначальник
его
Малларме, а
крупнейший
представитель
Р.Демель.
В
результате
этого
компромисса
оригинальная
проза и
поэзия "В."
была главным
образом
символистской,
а отделы
критики и
переводов
настойчиво
пропагандировали
Э. "В." помещали
репродукции
картин
Б.Сандрара,
В.Кандинского,
Э.Мунка,
О.Кокошки и
др.,
публиковали
(в основном в
переводах
гл.редактора)
Й.Бехера,
А.Блока
("Двенадцать"),
Э.Верхарна,
Г.Гейма,
Г.Мейринка,
Р.-М.Рильке, А.Стриндберга.
Переводы
обычно
сопровождались
статьями, в
которых творчество
данного
автора
включалось в
общеевропейскую
панораму
модернизма,
увенчанную Э.
Главная
заслуга "В."
борьба с
культурным провинциализмом,
стремление
вывести болг.
литературу
на
европейский
уровень и
включить ее в
общеевропейский
культурный
контекст.
МУТАФОВ,
Чавдар
(19.09.1889,Севлиево
10.03.1954, София)
болг. писатель
и критик.
По
образованию
инженер и
архитектор.
Войдя в круг
болг.
модернистов,
публиковался
в их ведущих
органах ж .
"Везни" и
"Златорог".
Стиль его
прозы
формировался
под сильным
воздействием
нем.
экспрессионистов.
Наиболее
значительные
произведения
"Марионетки.
(Импрессии)" (1920),
"Дилетант. (Декоративный
роман)" и
"Покер
темпераментов.(Гротески)"
(обе 1926).
Критика
отмечала ,
что в прозе М.
человек
растворяется
в предметной
среде,
которая, в
свою очередь,
очеловечивается,
подчиняясь
его эмоциям. С
начала 1940-х
отходит от
лит.
деятельности.