Владислав Владимирович Николаенко

<Статьи об искусстве>

ИСКУССТВО Ч один из способов познания и освоения мира человеком. Средством познания в искусстве выступает образ. При помощиа образов каждое произведение выстраивает своего рода лмодель╗ мира, как бы говоря: лмир устроен так╗. Подражая тем или иным явлениям действительности, художник всегда имеет в виду мир в целом.

Образ создаётся разумом и чувствома одновременно, и обращён он тоже и к разуму, и к чувству сразу. Поэтому в искусстве мир всегда окрашен человеческим отношением к явлениям действительности: художник говорит не только об их сущности, но и об их ценности.

В некоторых видах искусств образ дан нашему созерцаниюаа сразу, целиком. Это искусства пространственные: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Среди пространственных искусств живопись, скульптуру и графику объединяют под именем изобразительных искусств: только они создают зримые образы действительности. Другие искусства разворачивают образ постепенно, заставляя его меняться во времени. Они так и называются Ч временные (ударение на Ы). Таковы литература, музыка, театр, кино.а

Искусство соприродно человеку. Оно опирается на свойственную нам фантазию (т.е. способность создавать образы в своём сознании), на наше умение передавать эти образы другим при помощи всякого рода знаков, на способность человека подражать явлениям окружающего мира. Наконец, в человеке заложено эстетическое чувство Ч способность распознавать красоту и стремление к ней. На это стремление и отвечает искусство.

Поэтому нет такого человеческого общества, которое не создалоа бы своего искусства. При этом искусство не только создаётся обществом, но и самоаа формирует его. Ведь всякое общество различает лсвоих╗ и лчужих╗. При этом лсвои╗ Ч это не в последнюю очередь те, кто воспитан на том же искусстве. Оно содержит принятые в данном обществе представления о мире, о месте человека во вселенной, о прекрасном и безобразном, о добре и зле. Совокупность этих представлений определяет стиль искусства.

Еще в большей мере искусство формирует внутренний мир каждого человека: оно даёт образцы поведения, оно учит выражать свои чувства.а Наши знания о мире тоже во многом почерпнуты из художественных произведений: образ действует сильнее и запоминается лучше, чем бесстрастная информация.а Кроме того, искусство раздвигает границы нашей духовной жизни: оно позволяет прикоснуться к чужому опыту, Ч прожить не одну, а множество жизней.

 

АРХИТЕКТУРА (от греч. architekton Ч лстроитель╗), зодчество Ч искусство проектировать и строить разнообразные сооружения (здания, парки, городские комплексы и т.п.), которые служили бы не только практическим, но и эстетическим целям. С помощью архитектуры человек осваивает пространство: дикая природа становится лкультурной╗, обжитой. Постройки существуют во взаимодействии с нею, как бы излучая в окружающее пространство свои смыслы.

Архитектура теснее, чем любое другое искусство, связана с повседневным, практическим существованием. Она формирует среду, в которую лвписана╗ вся остальная культура. Поэтому архитектура зачастую служит основой для синтеза искусств. В ансамбль здания могут входить скульптура и монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство бывает рассчитано на соответствующий интерьер. Театр и кино требуют для себя особых помещений, и даже музыка неразрывно связана с органными и концертными залами.

Особые области архитектуры Ч садово-парковое искусство и градостроительство. Они в чём-то схожи: парк упорядочивает и собирает воедино элементы природной среды, а город Ч культурной. С эпохи Возрождения существует ещёа так называемая лбумажная архитектура╗, Ч создание проектов, не рассчитанных на реализацию. Она служит творческой лабораторией, где проверяются старые и рождаются новые идеи.

Хотя архитектурные памятники не изображают ничего, кроме самих себя, зодчество на своём языке способно говорить о самых глубоких основах человеческих представлений о мире, Боге, обществе и культуре. Больше того, долгое время именно архитектура лучше и полнее всего воплощала и оформляла эти представления. Недаром целые культурные эпохи (готика, барокко, классицизм) названы именами архитектурных стилей.

 

СКУЛЬПТУРА (от лат. sculpo Ч лвырезаю, высекаю╗), ваяние, пластика (от греч. plastike Ч ллепка╗) Ч вид изобразительного искусства, создающий объёмные изображения. Различают круглую скульптуру и рельеф. Чтобы обойти произведение круглой скульптуры, его нужно обойти, увидеть со всех сторон. Рельеф рассматривают как картину: его фигуры как бы выступают из фона.

Воздействие скульптуры на зрителя, а значит, и её смысл, сильно зависят от её размеров. Огромная статуя уже самой своей величиной внушает ощущение важности и величественности изображаемого. Это монументальная скульптура Ч такие статуи обычно служат пропаганде важнейших для данного общества политических и религиозных идей. Станковая скульптура украшает парки, фонтаны, дворцы и музеи. Её размеры примерно соответствуют человеческим,аа и образы она подбирает чаще всегоа лв рост╗ человеку. Небольшие статуэтки (скульптура малых форм), как правило, стремятсяа умилить или восхитить своим изяществом.а

В центре любого искусства стоит человек с его видением (ударение на первый слог) мира. Но только для скульптуры человек Ч главная, почти единственная тема: изображения животных, а тем более натюрморт и пейзаж в скульптуре редки. Неживое, воплотившее в себе самое живое и одухотворённое Ч вот суть искусства скульптуры.

 

ГРАФИКА (от греч. grapho Ч лцарапаю, черчу, рисую, пишу╗) Ч вид изобразительного искусства, к которому относятся рисунок и гравюра. Многие черты сближают графику с живописью, но всё же это разные виды искусства. И та, и другая имеют дело с линией и цветом, но если в живописи главное Ч цвет, то в графике Ч линия. Живопись, как правило, покрывает поверхность (холст, штукатурку и т.п.) сплошным слоем; в графике линия выступает на нетронутом фоне бумаги или картона. Для живописца незаконченное изображение Ч досадная небрежность, график может создать цельное произведение несколькими беглыми штрихами.

Рисунок Ч основа всех изобразительных искусств, но долгое время он существовал только как набросок, лкостяк╗ для живописи. Самостоятельным искусством он становится только с эпохи Возрождения: художники стали изучать человеческое тело, для этого делали множество набросков и зарисовок, и со временем научились находить в этих эскизах свое обаяние.

Гравюра делается так: на твердом материале (дереве, камне или металле) вырезается или выцарапывается изображение, с помощью которого затем делаются оттиски на бумаге Ч как печатью или штампом. Иногда после этого гравюру раскрашивают.

До изобретения и распространения фотографии гравюра была единственным способом тиражировать изображение, поэтому она выполняла множество прикладных функций: заменяла современные репродукции и плакаты, служила иллюстрацией и виньеткой в книге и в журнале мод. И вместе с тем это был самостоятельный и полноправный вид искусства, в руках больших мастеров достигавший высокого совершенства.

 

ЖИВОПИСЬ Ч изобразительное искусство, образы которого создаются при помощи красок, нанесенных на твердую поверхность. Неограниченный круг тем, разнообразие жанров и техник делают живопись самым универсальным из изобразительных искусств. Возможности живописи настолько соответствуют особенностям нашего зрения, что живописные произведения кажутся окнами, через которые мы видим иной мир Ч мир созданный творческой волей художника.

Художественный эффект произведения зависит от того, с какими материалами работает художник. Средневековые мастера писали темперой (красками, разведёнными на яйце или на клею) по загрунтованной доске Ч и образы иконописи во многом обусловлены возможностями этой техники.а С эпохи Возрождения распространяетсяа масляная живопись Ч она лучше отвечала потребности в телесных, объёмных, чувственных образах. Всем знакомые акварель и гуашь, которыми работают по бумаге, дают возможность для передачи тонких воздушных оттенков в работах небольшого формата Ч соответственно этим возможностям художник избирает и темы. Совершенно особыми разновидностями живописи являются мозаика, витраж и эмаль. а

аРазличают монументальную и астанковую живопись. Монументальная украшает внутренние и наружные стены зданий, станковая существует независимо от архитектуры. Они несхожи и техникой, и кругом образов, и социальной функцией. Монументальная живопись как бы обращена сразу ко многим; станковая более интимна: зритель остаётся с картиной один на один.

Меж изобразительных искусств живопись отличается беспримерной универсальностью: кажется, нет такого предмета, такой темы, такого чувства, какие были бы ей не подвластны. Эта универсальность объясняет многообразие жанров живописи: портрет, пейзаж иа натюрморт, религиозная, историческая и бытовая тематика равно ей подвластны.

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (от лат. decoratio Ч лукрашение╗) Ч возведение предметов быта до уровня художественных произведений.

Потребность в прекрасном, свойственная человеку, уже в глубокой древности подталкивала его к украшению предметов повседневного обихода Ч одежды, кухонной утвари, оружия. К тому же эстетика в древности была неотделима от культа: орнамент служил оберегом, призывал милость потусторонних сила на того, кому принадлежит украшенный предмет.

На протяжении долгих эпох искусство вообще не отделялось от мастерства в самом широком смысле. Декоративно-прикладное искусство, как и любая художественная деятельность,а создавало вокруг человека обжитой мир: вещи казались неравнодушными к тому, кто ими пользуется.

Не нужно думать, что декоративно-прикладное искусство украшает уже готовый предмет: сама форма античной амфоры или русской прялки уже несёт в себе заряд прекрасного. Форма предмета выявляет его предназначение и одновременно обладает некоторой внушающей силой Ч передаёт видение (ударение на первый слог) мира, свойственное мастеру.

Произведения декоративно-прикладного искусства постепенно теряют практическую функцию: они предназначены ужеа не для применения, а для любования. Новая эпоха в истории декоративно-прикладного искусства начинается с промышленного переворота XIX века. На смену ремесленнику приходит фабрика: облик повседневной утвари определяет дизайн. Произведения декоративно-прикладного искусства постепенно теряют практическую функцию: они предназначены ужеа не для применения, а для любования.

 

ДИЗАЙН (от англ. design Ч лпроект, чертёж╗) Чхудожественная деятельность, определяющая облик предметов, среди которых живёт современный человек. В отличие от декоративно-прикладного искусства, дизайн имеет дело с серийным производством предметов, иногда очень сложно устроенных и не всегда привычных в обращении. Поэтому дизайн, как правило, озабочен не украшением предметов,а а поиском формы для них. Форма должна выявлять лрабочие╗ свойства предмета, одновременно подчёркивая их привлекательные свойства.

Задача дизайнера Ч сделать вещи такими, чтобы среди них человек чувствовал себя свободно и удобно, а пользоваться ими было легко. Дизайн подразумевает, что различные предметы объединены некоторым общим стилем, чтобы они не лмешали╗ друг другу. Поэтому дизайнеры занимаются и целостным оформлением помещений, стремясь сделать их комфортными, сгладить их недостатки и подчеркнуть достоинства.

 

СИНТЕЗ ИСКУССТВ (от греч. synthesis Ч лсоположение, соединение╗) Ч создание единого произведения при помощи выразительных средств различных видов искусства. Синтез не есть простая сумма: каждый элемент синтетического искусства предполагает остальные, оглядывается на них и не рассчитан на отдельное существование.

Искусство зародилось как единое целое. Первобытный обряд включал пляску и пение, которое, в свою очередь, объединяло слово и музыку. В том же ритуале могли быть и элементы изобразительного искусства: его участники надевали маски, раскрашивали кожу сложными узорами. Создание статуэток или наскальных росписей тоже, возможно, было частью ритуала. В эту эпоху отдельные искусства ещё не существовали Ч им только предстояло выделиться из этого первоначального единства. Таким же единством и сейчас отмечено богослужение многих религий: так, православная служба подразумевает участие архитектуры (храм), живописи (иконы), музыки, словесного искусства и определённых телодвижений Ч их можно сопоставить с элементом театральности.

Но когда разделение произошло, разные виды искусства стали искать пути к новому единству Ч синтезу искусств. Архитектурные сооружения часто включают скульптуру и стенную живопись как неотъемлемую часть своего облика. Театральное представление создают не только режиссёр и актёры, но и художник-декоратор, и композитор (не только в опере и балете, но зачастую и в драматическом театре); то же самое касается и кино. Синтетично искусство поэтов-певцов вроде В.С.Высоцкого, объединяющее текст, музыку и исполнение. В рок-музыке к этим элементам добавляется ещё и зрелищный: рок-концерт близок к театральному представлению. ХХ в. вообще проявляет повышенный интерес к синтезу искусств: в сложном современном мире человек тоскует по утраченной простоте и ищет новой целостности.

 

ОБРАЗ Ч элемент художественного произведения, представляющий собою осмысленную художником реальность. Каждое произведение являет собою сочетание образов, вместе дающих целостное понимание мира Ч его лмодель╗. Образом называют и всю эту модель, и каждый её элемент.

Образ рождается в душе художника, который воплощает его (в краске, звуке, слове...). Читатель, слушатель, зритель должен проделать обратный путь Ч по воплощению угадать замысел. При этом полному и однозначному пониманию образ не поддаётся в принципе: в нём изначально присутствует многозначность. Смысл его, однако, располагается в некоторых границах Ч образ может значить многое, но никогда не значит что угодно.

 

СТИЛЬ (от греч. stylos Ча лпалочка для письма╗) Ч единство разнообразных художественных приёмов, благодаря которому мы способны отличить лна глаз╗ или лна слух╗ произведение одного художника от произведений другого или искусство одной эпохи Ч от искусства другой. Стили образуют сложную систему. В одном и том же произведении есть и признаки национальной культуры определённого времени (скажем, лрусская живопись эпохи романтизма╗), и лпочерк╗ её автора (лэто, конечно, Брюллов╗), и приметы определённого этапа в его творчестве (лпричём поздний Брюллов╗).

Стиль сложными, но неразрывными нитями связан с тем, как тот или иной художник, человек той или иной эпохи видит и понимает мир в самых его основах. Через стиль передаются представления о том, какое место в этом мире занимает человек, каковы его взаимоотношения с обществом, природой, Богом, каковы его взгляды на прекрасное и безобразное, на добро и зло, что он считает важным, а что Ч нет.

Поскольку эти представления лежат в основе человеческой мысли, они отражаются во всех областях культуры. Поэтому стиль способен охватывать не только искусство и литературу, но даже науку и философию (как, например, барокко или романтизм).

 

ЖАНР (от франц. genre Ч лрод, вид╗) Ч понятие, объединяющее группы произведений того или иного искусства на основе общей темы, строения или предназначения. Понятие это изменчиво. В некоторые эпохи каждое (или почти каждое) произведение должно выполнять требования того или иного жанра, другие периоды менее строги в этом отношении. Признаки жанров тоже определяются с разной степенью жёсткости в разных культурах и в разных искусствах. Неодинаковы и судьбы разных жанров: они то выступают на первый план, то отходят на периферию искусства, рождаются и умирают.

Жанр как бы имеет собственную волю, взаимодействующую с замыслом художника. У каждого из нас есть представление о том, что представляет собоюа произведение того или иного жанра: портрет, или храм, или женская статуя, или опера, или лирическое стихотворение. Мы заранее предвидим, о чём они будут говорить и как будут выглядеть. Художник в каждом новом произведении может играть с этим представлением: отчасти подтверждать наши ожидания, а отчасти обманывать их.

 

ТЕХНИКА (от греч. techne Ч лмастерство, искусство╗) Ч в искусстве так называют материалы, с которыми работает художник, и способ их использования. Каждая из техник уже несёт в себе определённые выразительные возможности. Живописец знает, что масляная краска даёт цвет плотный и насыщенный, а акварель Ч воздушный и прозрачный. График в зависимости от стоящей перед ним задачи выбирает междуа офортом с его филигранной игрой тонких линий, линогравюрой с её мощными однотонными плоскостями, сухой иглой и прочими техниками. Архитектор знает, какие материалы есть в его распоряжении и представляет себе их возможности Ч его замысел рождается из этого знания.

Стиль аискусства включает в себя предпочтение той или иной техники: какой была бы живопись Возрождения без масляных красок и холста, северно-русское зодчество Ч без дерева, античная скульптура Ч без мрамора? Материал накладывает отпечаток на образ, в нём воплощённый.

 

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ Ч две стороны любого художественного произведения, не существующие отдельно друг от друга. Под содержанием понимают всю совокупность мыслей и ощущений, вложенных автором в своё произведение. Тогда форма Ч те особенности произведения, которые позволяют читателю, зрителю или слушателю подняться к пониманию авторского замысла.

Не следует думать, что содержание лвложено╗ в форму уже готовым или что оно равняется теме произведения. В искусстве содержание изменится, если изменить форму: самые лвнешние╗, казалось бы, особенности произведения участвуют в образовании его смысла. Художественная форма содержательна, а содержание формализовано. Поэтому, например, лперенос╗ произведения в другой жанр или другое искусство (бронзовая копия мраморной статуи, гравюра с картины, экранизация романа, стихи, положенные на музыку) настолько резко меняют его воздействие, что создаётся, по сути, новое произведение на основе старого.

 

МАСШТАБ (от нем. Mastab) Ч абсолютные размеры того или иного произведения пространственных искусствЧ те, что могут быть выражены в метрах и сантиметрах. Хотя в искусстве важнее не размеры, а их соотношения (пропорции), масштаб тоже оказывает определённое влияние на зрителя: ясно, что пятнадцатиметровая статуя производит иное впечатление, чем её уменьшенная в пятьдесят раз копия.

Именно масштаб определяет особое положение монументальной скульптуры и живописи: человеку свойственно соотносить размеры предметов прежде всего с размерами собственного тела. Те произведения, масштаб которых совершенно не соизмерим с человеческим ростом, тем самым ориентированы не на человека, а на толпу, на массовое восприятие. Отсюда соответствующий выбор тем и настроений в монументальном искусстве: оно стремится либо воодушевлять, либо внушать благоговейный трепет.

 

ПРОПОРЦИИ (от лат. proportio Ч лсоразмерность╗) Ч соотношение элементов произведения между собой по размеру. Пропорции лежат в основе человеческого восприятия красоты, и поэтому важны для любого искусства, хотя понятие это обычно прилагается к искусствам пространственным. Особую роль пропорции играют в архитектуре: здесь они, наряду с масштабом,а едва ли не главное художественное средство.а

Художники и скульпторы уже в античности знали, что определённые соотношения величин приятны глазу. Они точно высчитали, какую часть человеческого роста должна занимать голова, какую Ч ноги и т.д. Ч чтобы фигура казалась гармоничной. Так же рассчитаны были и все детали греческого храма: как соотносятся высота колонн с их толщиной, расстоянием между ними, их количеством и т.п. Эти соотношения навсегда сохранили значение классического идеала для европейской культуры. В дальнейшем художник мог, соблюдая эти пропорции, играть на тонких оттенках классической нормы, или резко нарушать её, именно лнеправильностью╗ своих фигур добиваясь особой выразительности.

 

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio Ч лсоположение, сочинение╗) Ч в произведении искусства Ча такое сочетание деталей, чтобы они образовывали единое целое, лподдерживая╗ друг друга, и в совокупности производили нужное художнику впечатление. Основные приёмы композиции Ч повтор, создающий определённый ритм, и контраст, выразительно нарушающий этот ритм.

Композиция важна для любого искусства, и в любом произведении она лмногослойна╗. У любого художественного произведения много уровней (например, в исторической живописи Ч цвет, линия, сюжет, характеры и т.п.). И каждый уровень строитсяа неслучайно. Живописец приводит к определённому согласию цветовые пятна, разнонаправленные движения, распределяет фигуры по полотну, сближает и противопоставляет их друг другу. Скульптор ищет равновесия между движением и покоем, лзамкнутостью╗ фигуры и обращённостью её вовне. Архитектор продуманно распределяет горизонтальные и вертикальные ритмы, соотносит между собою объёмы разных частей здания... Даже если то или иное произведение на первый взгляд хаотично Ч этот хаос всегда организован: таков закон искусства.

 

РИТМ (греч. rhythmos Ч лмера╗) Ч упорядоченное повторение; основной приём художественной организации материала.а Мы привыкли к тому, что это слово употребляется по отношению к музыке и стиху. Но расположение колонн, окон и других элементов здания, сходных цветовых пятен и линий в живописи и графике тоже закономерны, т.е. образуют ритм.

Чувство ритма врождено человеку. по-видимому, оно было одним из корней, из которых выросло искусство. Целиком на ритме основан орнамент Ч один из древнейших видов искусства; первобытный ритуал, включающий пляску-пантомиму и пение, также основан на гипнотических свойствах ритма.

Однако пунктирная линия или работа механизма тоже ритмичны, но не несут удовольствия. Это потому, что в искусстве повтор не бывает абсолютным: здесь ритм предполагает отступления от схемы (она называется метром). Именно эти отклонения и делают ритмы в искусстве живыми и выразительными. Метр составляет элемент устойчивости, закономерности; ритм вносит элементы неожиданности, изменения, свободы.

 

ЦВЕТ Ч важнейшееа выразительное средство искусства. Самое большое место он занимает в живописи, но его роль велика и в архитектуре, и в декоративно-прикладном искусстве, и в театре, и в кино, и даже в скульптуре.

Человек так устроен, что восприятие различных цветов вызывает у него разные чувства и ощущения. Почти у всех народов чёрный цвет связан с горем, печалью и страхом, а белый Ч с радостью. Красные и жёлтые оттенки связаны с ощущением тепла и в то же время тревоги, напряжения. Голубые, синие и зелёные краски, наоборот, лспокойные╗ и лхолодные╗.

Все эти ощущения издревле использовались художниками. Постепенно в искусстве сложилась символика цвета: употребление той или иной краски уже само по себе несло определённый смысл. Так, например, в иконописи золотом изображали присутствие Бога в мире, божественный свет.

В некоторые культурные эпохи цвет использовался главным образом для создания объёмного и достоверного изображения. Но и тогда не забывали о том, что цвет на картине Ч не тот, что в жизни. В жизни это просто свойство того или иного предмета, в искусстве Ч элемент художественного замысла.

 

ТОН (греч. tonos Ч лнапряжение, ударение, сила╗)Ч те свойства краски, которые передают освещённость предмета.

В эпоху Возрождения художники стали стараться, чтобы их произведения изображали мир таким, каким его видит человеческий глаз. Они осознали, что один и тот же предмет кажется окрашенным по-разному, в зависимости от того, как на него падает свет. Произошло открытие светотени, её элементом и является тон. Оказалось, что цвет лиграет╗ на свету, что внутри каждого цвета существует целая гамма оттенков Ч тонов.

 

ПЕРСПЕКТИВА (от лат. perspicio Ч лвижу сквозь╗) Ч способ изображать пространство на плоскости.

Трактовка перспективы в разные эпохи и в разных культурах отражает различные представления о пространстве. Начиная с Ренессанса, в европейской живописи господствует линейная перспектива: параллельные линии сходятся к горизонту, дальние предметы кажутся меньше, чем предметы переднего плана. Она обычно дополняется воздушной перспективой: воздух меняет цвет и размывает контуры удалённых от зрителя предметов.

Такова самая привычная нам, но отнюдь не единственная система перспективы. Художник эпохи Возрождения изображал предметы такими, какими они кажутся человеческому взгляду; средневековый иконописец стремился изображать их такими, каковы они в очах Божиих. Поэтому самыми крупными он делал не ближайшие, а важнейшие предметы, а параллельные линии у негоа сходились не к горизонту, а к зрителю: тот как бы ощущал на себе взгляд из глубины иконы. Такое построение называется обратной перспективой. Встречаются и иные способы передавать пространство.

 

ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИа (от греч. ops Ч лглаз╗) Ч своего рода уступки человеческому глазу. Известно, что человеческий глаза часто видит вещи не такими, каковы они на самом деле. С определённой точки зрения прямая линия кажется искривлённой (и наоборот), ближние к глазам части предмета кажутся крупнее, чем удалённые, один и тот же предмет на разном фоне может казаться то большим, то маленьким Ч и т.п. Чтобы как-то скорректировать восприятие своих произведений, живописцы, скульпторы и архитекторы идут на сознательное искажение от геометрической правильности и математической точности пропорций.а Эти искажения и называются оптическими поправками.

 

АЛЛЕГОРИЯ (от греч. allegoria Ч линосказание╗) Ч изображениеа отвлечённых понятий через конкретные фигуры и предметы. Как правило, аллегория использует устойчивый набор знаков, понятных людям той или иной культуры. Так, в европейской культуре ещё с античных времён весы означают справедливость, пурпурное одеяние Ч царскую власть, орёл Ч доблесть и победу. Как аллегории часто выступают образы античной мифологии: такова, например, муза на портрете Пушкина работы Кипренского. Для аллегории характерна однозначность и предсказуемость: значения жёстко закреплены за знаками и обычно известны публике заранее. Этим аллегория отличается от символа. Использование аллегорий особенно характерно для искусства средних веков, барокко и классицизма.

 

СИМВОЛ (от греч. symbolon Ч лопознавательный знак╗) Ч смысловая сторона художественного образа, его способность значить. Каждая деталь бытия в искусстве всегда нагружена дополнительным смыслом. Этот смысл нельзя извлечь, как ответ из загадки или мораль из басни Ч в него нужно лвойти╗, его нужно прочувствовать и пережить. Образ, несущий этот смысл, называется символом.

В отличие от аллегории, символ всегда многозначен. Что, например, символизируют рушащиеся статуи в лПоследнем дне Помпеи╗ К. Брюллова? Это сразу и достоверная примета происходящей катастрофы,а и знак ничтожества человеческих надежд перед мощью стихии, и намёк на революционное движение, сметающее старых кумиров Ч и мало ли что ещё.

В некотором смысле, символ Ч синоним искусства: без него искусство немыслимо. Но есть эпохи, особенно к нему тяготеющие. Таковы культуры зрелого средневековья, романтизма, рубежа XIX Ч XX веков.

Hosted by uCoz