Владислав
Владимирович
Николаенко
<Статьи
об искусстве>
ИСКУССТВО
Ч один из
способов
познания и
освоения
мира
человеком.
Средством
познания в
искусстве
выступает образ.
При помощиа
образов
каждое
произведение
выстраивает
своего рода
лмодель╗ мира, как
бы говоря:
лмир устроен
так╗.
Подражая тем
или иным
явлениям
действительности,
художник всегда
имеет в виду
мир в целом.
Образ
создаётся
разумом и
чувствома одновременно,
и обращён он
тоже и к
разуму, и к
чувству
сразу.
Поэтому в
искусстве
мир всегда
окрашен
человеческим
отношением к явлениям
действительности:
художник
говорит не
только об их
сущности, но
и об их
ценности.
В
некоторых
видах
искусств
образ дан
нашему
созерцаниюаа сразу,
целиком. Это
искусства пространственные:
архитектура,
скульптура,
живопись,
графика,
декоративно-прикладное
искусство. Среди
пространственных
искусств
живопись,
скульптуру и
графику
объединяют
под именем изобразительных
искусств:
только они
создают
зримые образы
действительности.
Другие
искусства
разворачивают
образ
постепенно,
заставляя его
меняться во
времени. Они
так и называются
Ч временные
(ударение
на Ы). Таковы
литература,
музыка,
театр, кино.а
Искусство
соприродно
человеку. Оно
опирается на
свойственную
нам фантазию
(т.е. способность
создавать
образы в
своём
сознании), на
наше умение
передавать
эти образы
другим при
помощи
всякого рода
знаков, на
способность
человека
подражать
явлениям
окружающего
мира.
Наконец, в
человеке
заложено эстетическое
чувство Ч способность
распознавать
красоту и
стремление к
ней. На это
стремление и
отвечает искусство.
Поэтому
нет такого человеческого
общества,
которое не
создалоа бы
своего
искусства.
При этом искусство
не только
создаётся
обществом, но
и самоаа
формирует
его. Ведь
всякое общество
различает
лсвоих╗ и
лчужих╗. При
этом лсвои╗ Ч
это не в
последнюю
очередь те,
кто воспитан
на том же
искусстве.
Оно содержит
принятые в данном
обществе
представления
о мире, о месте
человека во
вселенной, о
прекрасном и
безобразном,
о добре и зле.
Совокупность
этих представлений
определяет стиль
искусства.
Еще
в большей
мере
искусство
формирует внутренний
мир каждого
человека: оно
даёт образцы
поведения,
оно учит
выражать
свои чувства.а Наши
знания о мире
тоже во многом
почерпнуты
из
художественных
произведений:
образ
действует
сильнее и
запоминается
лучше, чем
бесстрастная
информация.а Кроме
того,
искусство
раздвигает
границы
нашей духовной
жизни: оно
позволяет
прикоснуться
к чужому
опыту, Ч
прожить не
одну, а
множество жизней.
АРХИТЕКТУРА
(от греч. architekton Ч
лстроитель╗),
зодчество Ч
искусство
проектировать
и строить
разнообразные
сооружения
(здания,
парки,
городские
комплексы и
т.п.), которые
служили бы не
только
практическим,
но и
эстетическим
целям. С
помощью
архитектуры
человек
осваивает
пространство:
дикая
природа
становится
лкультурной╗,
обжитой. Постройки
существуют
во
взаимодействии
с нею, как бы
излучая в
окружающее
пространство
свои смыслы.
Архитектура
теснее, чем
любое другое
искусство,
связана с
повседневным,
практическим
существованием.
Она
формирует
среду, в которую
лвписана╗ вся
остальная
культура. Поэтому
архитектура
зачастую служит
основой для синтеза
искусств. В
ансамбль
здания могут
входить
скульптура и
монументальная
живопись,
декоративно-прикладное
искусство
бывает
рассчитано
на
соответствующий
интерьер.
Театр и кино
требуют для
себя особых
помещений, и
даже музыка
неразрывно
связана с
органными и
концертными
залами.
Особые
области
архитектуры Ч
садово-парковое
искусство и градостроительство.
Они в чём-то
схожи: парк
упорядочивает
и собирает
воедино
элементы
природной
среды, а город
Ч культурной.
С эпохи
Возрождения
существует
ещёа
так
называемая лбумажная
архитектура╗,
Ч создание
проектов, не
рассчитанных
на реализацию.
Она служит
творческой
лабораторией,
где
проверяются
старые и
рождаются новые
идеи.
Хотя
архитектурные
памятники не
изображают
ничего, кроме
самих себя,
зодчество на
своём языке
способно
говорить о самых
глубоких
основах
человеческих
представлений
о мире, Боге,
обществе и
культуре.
Больше того,
долгое время
именно
архитектура
лучше и
полнее всего
воплощала и
оформляла
эти
представления.
Недаром
целые культурные
эпохи (готика,
барокко,
классицизм)
названы
именами
архитектурных
стилей.
СКУЛЬПТУРА
(от лат. sculpo Ч
лвырезаю,
высекаю╗),
ваяние,
пластика (от
греч. plastike Ч
ллепка╗) Ч вид
изобразительного
искусства, создающий
объёмные
изображения.
Различают круглую
скульптуру и
рельеф.
Чтобы обойти
произведение
круглой
скульптуры,
его нужно
обойти,
увидеть со
всех сторон.
Рельеф
рассматривают
как картину:
его фигуры
как бы
выступают из
фона.
Воздействие
скульптуры
на зрителя, а
значит, и её
смысл, сильно
зависят от её
размеров.
Огромная
статуя уже
самой своей
величиной
внушает
ощущение
важности и
величественности
изображаемого.
Это монументальная
скульптура Ч
такие статуи
обычно
служат
пропаганде
важнейших
для данного
общества
политических
и
религиозных
идей. Станковая
скульптура
украшает
парки,
фонтаны,
дворцы и
музеи. Её
размеры
примерно
соответствуют
человеческим,аа и
образы она
подбирает
чаще всегоа лв рост╗
человеку. Небольшие
статуэтки (скульптура
малых форм), как
правило,
стремятсяа
умилить или восхитить
своим
изяществом.а
В
центре
любого
искусства
стоит
человек с его
видением (ударение
на первый
слог) мира. Но
только для
скульптуры
человек Ч главная,
почти
единственная
тема:
изображения
животных, а
тем более
натюрморт и
пейзаж в
скульптуре
редки.
Неживое, воплотившее
в себе самое
живое и
одухотворённое
Ч вот суть
искусства
скульптуры.
ГРАФИКА
(от греч. grapho Ч
лцарапаю,
черчу, рисую,
пишу╗) Ч вид
изобразительного
искусства, к
которому
относятся рисунок
и гравюра.
Многие черты
сближают
графику с
живописью, но
всё же это
разные виды
искусства. И
та, и другая
имеют дело с
линией и
цветом, но
если в
живописи
главное Ч
цвет, то в
графике Ч
линия.
Живопись, как
правило,
покрывает
поверхность
(холст,
штукатурку и
т.п.) сплошным
слоем; в
графике
линия
выступает на нетронутом
фоне бумаги
или картона.
Для живописца
незаконченное
изображение Ч
досадная
небрежность,
график может
создать цельное
произведение
несколькими
беглыми штрихами.
Рисунок
Ч основа всех
изобразительных
искусств, но
долгое время
он
существовал
только как
набросок,
лкостяк╗ для
живописи.
Самостоятельным
искусством
он
становится
только с
эпохи
Возрождения:
художники
стали изучать
человеческое
тело, для
этого делали
множество
набросков и
зарисовок, и
со временем
научились
находить в
этих эскизах свое
обаяние.
Гравюра
делается так:
на твердом
материале
(дереве,
камне или
металле)
вырезается
или
выцарапывается
изображение,
с помощью которого
затем
делаются
оттиски на
бумаге Ч как
печатью или
штампом.
Иногда после
этого гравюру
раскрашивают.
До
изобретения
и
распространения
фотографии
гравюра была
единственным
способом
тиражировать
изображение,
поэтому она
выполняла
множество
прикладных
функций:
заменяла
современные
репродукции
и плакаты,
служила
иллюстрацией
и виньеткой в
книге и в
журнале мод.
И вместе с тем
это был
самостоятельный
и полноправный
вид
искусства, в
руках
больших
мастеров достигавший
высокого
совершенства.
ЖИВОПИСЬ
Ч
изобразительное
искусство,
образы
которого
создаются
при помощи
красок, нанесенных
на твердую
поверхность.
Неограниченный
круг тем,
разнообразие
жанров и
техник
делают живопись
самым
универсальным
из изобразительных
искусств.
Возможности
живописи настолько
соответствуют
особенностям
нашего
зрения, что
живописные
произведения
кажутся
окнами, через
которые мы
видим иной
мир Ч мир созданный
творческой
волей
художника.
Художественный
эффект
произведения
зависит от
того, с
какими
материалами
работает
художник.
Средневековые
мастера
писали темперой
(красками,
разведёнными
на яйце или
на клею) по
загрунтованной
доске Ч и
образы
иконописи во
многом
обусловлены
возможностями
этой
техники.а С эпохи
Возрождения
распространяетсяа масляная
живопись Ч
она лучше
отвечала
потребности
в телесных,
объёмных,
чувственных
образах. Всем
знакомые акварель и гуашь,
которыми
работают по
бумаге, дают
возможность
для передачи
тонких
воздушных
оттенков в
работах
небольшого
формата Ч
соответственно
этим
возможностям
художник избирает
и темы.
Совершенно
особыми
разновидностями
живописи
являются мозаика,
витраж и
эмаль. а
аРазличают
монументальную
и астанковую
живопись.
Монументальная
украшает
внутренние и
наружные
стены зданий,
станковая существует
независимо
от
архитектуры.
Они несхожи и
техникой, и
кругом
образов, и
социальной
функцией.
Монументальная
живопись как
бы обращена
сразу ко
многим;
станковая более
интимна:
зритель
остаётся с
картиной
один на один.
Меж
изобразительных
искусств
живопись отличается
беспримерной
универсальностью:
кажется, нет
такого
предмета,
такой темы, такого
чувства,
какие были бы
ей не подвластны.
Эта
универсальность
объясняет
многообразие
жанров
живописи:
портрет,
пейзаж иа
натюрморт,
религиозная,
историческая
и бытовая тематика
равно ей
подвластны.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО (от
лат. decoratio Ч
лукрашение╗) Ч
возведение
предметов
быта до уровня
художественных
произведений.
Потребность
в прекрасном,
свойственная
человеку, уже
в глубокой
древности
подталкивала
его к
украшению
предметов
повседневного
обихода Ч
одежды,
кухонной
утвари, оружия.
К тому же
эстетика в
древности
была неотделима
от культа:
орнамент
служил
оберегом, призывал
милость
потусторонних
сила на
того, кому
принадлежит
украшенный
предмет.
На
протяжении
долгих эпох
искусство
вообще не
отделялось
от
мастерства в
самом широком
смысле.
Декоративно-прикладное
искусство,
как и любая
художественная
деятельность,а создавало
вокруг
человека
обжитой мир:
вещи казались
неравнодушными
к тому, кто
ими пользуется.
Не
нужно думать,
что
декоративно-прикладное
искусство
украшает уже
готовый
предмет: сама
форма
античной
амфоры или
русской прялки
уже несёт в
себе заряд
прекрасного.
Форма
предмета
выявляет его
предназначение
и
одновременно
обладает
некоторой внушающей
силой Ч
передаёт
видение (ударение
на первый
слог) мира,
свойственное
мастеру.
Произведения
декоративно-прикладного
искусства
постепенно
теряют
практическую
функцию: они
предназначены
ужеа не
для применения,
а для
любования.
Новая эпоха в
истории
декоративно-прикладного
искусства
начинается с
промышленного
переворота XIX века. На
смену
ремесленнику
приходит
фабрика:
облик
повседневной
утвари
определяет дизайн.
Произведения
декоративно-прикладного
искусства
постепенно
теряют
практическую
функцию: они
предназначены
ужеа не
для применения,
а для
любования.
ДИЗАЙН
(от англ. design Ч
лпроект,
чертёж╗)
Чхудожественная
деятельность,
определяющая
облик
предметов,
среди которых
живёт
современный
человек. В
отличие от декоративно-прикладного
искусства,
дизайн имеет
дело с
серийным
производством
предметов,
иногда очень
сложно
устроенных и
не всегда
привычных в
обращении.
Поэтому дизайн,
как правило,
озабочен не
украшением предметов,а а
поиском
формы для
них. Форма
должна
выявлять
лрабочие╗
свойства
предмета, одновременно
подчёркивая
их
привлекательные
свойства.
Задача
дизайнера Ч
сделать вещи
такими, чтобы
среди них
человек
чувствовал
себя свободно
и удобно, а
пользоваться
ими было
легко. Дизайн
подразумевает,
что различные
предметы
объединены
некоторым
общим стилем,
чтобы они не
лмешали╗ друг
другу. Поэтому
дизайнеры
занимаются и
целостным оформлением
помещений,
стремясь
сделать их комфортными,
сгладить их
недостатки и
подчеркнуть
достоинства.
СИНТЕЗ
ИСКУССТВ (от
греч. synthesis Ч
лсоположение,
соединение╗) Ч
создание
единого
произведения
при помощи
выразительных
средств
различных
видов
искусства.
Синтез не
есть простая
сумма: каждый
элемент синтетического
искусства
предполагает
остальные,
оглядывается
на них и не
рассчитан на
отдельное
существование.
Искусство
зародилось
как единое
целое. Первобытный
обряд
включал
пляску и
пение, которое,
в свою
очередь,
объединяло
слово и музыку.
В том же
ритуале
могли быть и
элементы
изобразительного
искусства:
его
участники
надевали
маски,
раскрашивали
кожу
сложными
узорами.
Создание
статуэток
или
наскальных
росписей
тоже,
возможно,
было частью
ритуала. В
эту эпоху
отдельные
искусства
ещё не существовали
Ч им только
предстояло
выделиться
из этого
первоначального
единства.
Таким же единством
и сейчас
отмечено
богослужение
многих
религий: так,
православная
служба подразумевает
участие
архитектуры
(храм), живописи
(иконы),
музыки,
словесного
искусства и
определённых
телодвижений
Ч их можно сопоставить
с элементом
театральности.
Но
когда
разделение
произошло,
разные виды
искусства
стали искать
пути к новому
единству Ч синтезу
искусств.
Архитектурные
сооружения
часто
включают
скульптуру и
стенную
живопись как
неотъемлемую
часть своего
облика. Театральное
представление
создают не
только режиссёр
и актёры, но и
художник-декоратор,
и композитор
(не только в
опере и
балете, но зачастую
и в
драматическом
театре); то же
самое
касается и
кино.
Синтетично
искусство поэтов-певцов
вроде
В.С.Высоцкого,
объединяющее
текст, музыку
и исполнение.
В рок-музыке
к этим
элементам
добавляется
ещё и зрелищный:
рок-концерт
близок к
театральному
представлению.
ХХ в. вообще
проявляет
повышенный
интерес к
синтезу
искусств: в
сложном современном
мире человек
тоскует по
утраченной
простоте и
ищет новой
целостности.
ОБРАЗ
Ч элемент
художественного
произведения,
представляющий
собою
осмысленную
художником
реальность.
Каждое
произведение
являет собою
сочетание
образов,
вместе дающих
целостное
понимание
мира Ч его
лмодель╗.
Образом называют
и всю эту
модель, и
каждый её
элемент.
Образ
рождается в
душе
художника,
который воплощает
его (в краске,
звуке, слове...).
Читатель,
слушатель,
зритель
должен
проделать обратный
путь Ч по
воплощению
угадать
замысел. При
этом полному
и однозначному
пониманию
образ не
поддаётся в
принципе: в
нём
изначально
присутствует
многозначность.
Смысл его,
однако,
располагается
в некоторых
границах Ч
образ может
значить многое,
но никогда не
значит что
угодно.
СТИЛЬ
(от греч. stylos Ча
лпалочка для
письма╗) Ч
единство
разнообразных
художественных
приёмов,
благодаря
которому мы
способны отличить
лна глаз╗ или
лна слух╗
произведение
одного
художника от
произведений
другого или
искусство
одной эпохи Ч
от искусства
другой. Стили
образуют
сложную
систему. В одном
и том же
произведении
есть и
признаки
национальной
культуры
определённого
времени
(скажем,
лрусская
живопись
эпохи
романтизма╗),
и лпочерк╗ её
автора (лэто,
конечно,
Брюллов╗), и
приметы
определённого
этапа в его
творчестве
(лпричём
поздний
Брюллов╗).
Стиль
сложными, но
неразрывными
нитями
связан с тем,
как тот или
иной
художник,
человек той
или иной
эпохи видит и
понимает мир
в самых его
основах.
Через стиль
передаются
представления
о том, какое
место в этом
мире занимает
человек,
каковы его
взаимоотношения
с обществом,
природой,
Богом, каковы
его взгляды
на
прекрасное и
безобразное,
на добро и
зло, что он
считает
важным, а что Ч
нет.
Поскольку
эти
представления
лежат в основе
человеческой
мысли, они
отражаются
во всех
областях
культуры.
Поэтому
стиль способен
охватывать
не только
искусство и
литературу,
но даже науку
и философию
(как, например,
барокко или
романтизм).
ЖАНР
(от франц. genre Ч лрод,
вид╗) Ч понятие,
объединяющее
группы произведений
того или
иного
искусства на
основе общей
темы,
строения или
предназначения.
Понятие это
изменчиво. В
некоторые
эпохи каждое
(или почти
каждое) произведение
должно
выполнять
требования того
или иного
жанра, другие
периоды
менее строги
в этом
отношении.
Признаки
жанров тоже
определяются
с разной
степенью
жёсткости в
разных
культурах и в
разных
искусствах.
Неодинаковы
и судьбы
разных
жанров: они
то выступают
на первый
план, то
отходят на
периферию
искусства,
рождаются и
умирают.
Жанр
как бы имеет
собственную
волю, взаимодействующую
с замыслом
художника. У
каждого из нас
есть
представление
о том, что
представляет
собоюа
произведение
того или иного
жанра:
портрет, или
храм, или
женская статуя,
или опера,
или
лирическое
стихотворение.
Мы заранее
предвидим, о
чём они будут
говорить и
как будут
выглядеть.
Художник в каждом
новом
произведении
может играть
с этим представлением:
отчасти
подтверждать
наши ожидания,
а отчасти
обманывать
их.
ТЕХНИКА
(от греч. techne Ч
лмастерство,
искусство╗) Ч в
искусстве
так называют
материалы, с
которыми
работает художник,
и способ их
использования.
Каждая из
техник уже
несёт в себе
определённые
выразительные
возможности.
Живописец
знает, что
масляная
краска даёт цвет
плотный и
насыщенный, а
акварель Ч
воздушный и
прозрачный.
График в
зависимости
от стоящей
перед ним
задачи
выбирает
междуа офортом
с его
филигранной
игрой тонких
линий, линогравюрой
с её мощными
однотонными
плоскостями, сухой
иглой и
прочими
техниками.
Архитектор
знает, какие
материалы
есть в его
распоряжении
и представляет
себе их
возможности Ч
его замысел
рождается из
этого знания.
Стиль аискусства
включает в
себя
предпочтение
той или иной
техники:
какой была бы
живопись
Возрождения
без масляных
красок и холста,
северно-русское
зодчество Ч
без дерева,
античная
скульптура Ч
без мрамора?
Материал
накладывает
отпечаток на
образ, в нём
воплощённый.
ФОРМА
И СОДЕРЖАНИЕ
Ч две стороны
любого художественного
произведения,
не существующие
отдельно
друг от
друга. Под
содержанием
понимают всю
совокупность
мыслей и ощущений,
вложенных
автором в
своё
произведение.
Тогда форма Ч
те
особенности
произведения,
которые
позволяют
читателю,
зрителю или
слушателю
подняться к
пониманию
авторского
замысла.
Не
следует
думать, что
содержание
лвложено╗ в
форму уже
готовым или
что оно
равняется теме
произведения.
В искусстве
содержание изменится,
если изменить
форму: самые
лвнешние╗,
казалось бы,
особенности
произведения
участвуют в
образовании
его смысла. Художественная
форма
содержательна,
а содержание
формализовано.
Поэтому,
например,
лперенос╗
произведения
в другой жанр
или другое
искусство
(бронзовая копия
мраморной
статуи,
гравюра с
картины, экранизация
романа,
стихи,
положенные
на музыку)
настолько
резко меняют
его воздействие,
что
создаётся, по
сути, новое
произведение
на основе
старого.
МАСШТАБ
(от нем. Ma▀stab) Ч
абсолютные
размеры того
или иного
произведения
пространственных
искусствЧ те,
что могут
быть
выражены в
метрах и сантиметрах.
Хотя в
искусстве
важнее не
размеры, а их
соотношения (пропорции),
масштаб тоже
оказывает
определённое
влияние на
зрителя:
ясно, что
пятнадцатиметровая
статуя производит
иное
впечатление,
чем её
уменьшенная
в пятьдесят
раз копия.
Именно
масштаб
определяет
особое
положение
монументальной
скульптуры и
живописи:
человеку
свойственно
соотносить
размеры
предметов
прежде всего
с размерами
собственного
тела. Те
произведения,
масштаб
которых
совершенно
не соизмерим
с
человеческим
ростом, тем
самым
ориентированы
не на
человека, а
на толпу, на
массовое
восприятие.
Отсюда
соответствующий
выбор тем и
настроений в
монументальном
искусстве:
оно
стремится
либо
воодушевлять,
либо внушать
благоговейный
трепет.
ПРОПОРЦИИ
(от лат. proportio Ч
лсоразмерность╗)
Ч соотношение
элементов произведения
между собой
по размеру.
Пропорции
лежат в
основе
человеческого
восприятия
красоты, и
поэтому
важны для
любого искусства,
хотя понятие
это обычно
прилагается
к искусствам
пространственным.
Особую роль
пропорции
играют в архитектуре:
здесь они,
наряду с масштабом,а едва ли
не главное
художественное
средство.а
Художники
и скульпторы
уже в
античности знали,
что
определённые
соотношения
величин приятны
глазу. Они
точно
высчитали,
какую часть человеческого
роста должна
занимать голова,
какую Ч ноги и
т.д. Ч чтобы
фигура
казалась гармоничной.
Так же
рассчитаны
были и все детали
греческого
храма: как
соотносятся
высота
колонн с их
толщиной,
расстоянием между
ними, их
количеством
и т.п. Эти
соотношения
навсегда
сохранили
значение
классического
идеала для
европейской
культуры. В
дальнейшем
художник мог,
соблюдая эти
пропорции,
играть на
тонких
оттенках
классической
нормы, или
резко
нарушать её,
именно лнеправильностью╗
своих фигур
добиваясь
особой
выразительности.
КОМПОЗИЦИЯ
(от лат. compositio Ч
лсоположение,
сочинение╗) Ч в
произведении
искусства Ча такое
сочетание
деталей, чтобы
они
образовывали
единое целое,
лподдерживая╗
друг друга, и
в
совокупности
производили
нужное
художнику
впечатление.
Основные
приёмы
композиции Ч повтор, создающий
определённый
ритм,
и контраст,
выразительно
нарушающий
этот ритм.
Композиция
важна для
любого
искусства, и
в любом
произведении
она
лмногослойна╗.
У любого
художественного
произведения
много
уровней
(например, в
исторической
живописи Ч
цвет, линия,
сюжет,
характеры и
т.п.). И каждый
уровень
строитсяа
неслучайно.
Живописец
приводит к
определённому
согласию
цветовые
пятна, разнонаправленные
движения,
распределяет
фигуры по
полотну,
сближает и
противопоставляет
их друг
другу.
Скульптор
ищет
равновесия
между
движением и
покоем,
лзамкнутостью╗
фигуры и
обращённостью
её вовне.
Архитектор
продуманно
распределяет
горизонтальные
и вертикальные
ритмы,
соотносит
между собою
объёмы разных
частей
здания... Даже
если то или
иное
произведение
на первый
взгляд
хаотично Ч этот
хаос всегда
организован:
таков закон искусства.
РИТМ
(греч. rhythmos Ч лмера╗) Ч
упорядоченное
повторение;
основной
приём
художественной
организации
материала.а Мы
привыкли к
тому, что это
слово
употребляется
по отношению
к музыке и
стиху. Но
расположение
колонн, окон
и других
элементов
здания,
сходных
цветовых
пятен и линий
в живописи и
графике тоже
закономерны,
т.е. образуют
ритм.
Чувство
ритма
врождено
человеку.
по-видимому,
оно было
одним из
корней, из которых
выросло
искусство.
Целиком на
ритме основан
орнамент
Ч один из
древнейших
видов
искусства;
первобытный
ритуал,
включающий
пляску-пантомиму
и пение,
также
основан на
гипнотических
свойствах
ритма.
Однако
пунктирная
линия или
работа
механизма
тоже ритмичны,
но не несут
удовольствия.
Это потому,
что в
искусстве
повтор не
бывает абсолютным:
здесь ритм
предполагает
отступления
от схемы (она
называется метром).
Именно эти
отклонения и
делают ритмы
в искусстве
живыми и
выразительными.
Метр
составляет
элемент
устойчивости,
закономерности;
ритм вносит
элементы
неожиданности,
изменения, свободы.
ЦВЕТ
Ч важнейшееа
выразительное
средство
искусства.
Самое
большое
место он занимает
в живописи,
но его роль
велика и в
архитектуре,
и в
декоративно-прикладном
искусстве, и
в театре, и в
кино, и даже в
скульптуре.
Человек
так устроен,
что
восприятие
различных
цветов
вызывает у
него разные
чувства и
ощущения.
Почти у всех
народов
чёрный цвет
связан с
горем,
печалью и
страхом, а белый
Ч с радостью.
Красные и
жёлтые
оттенки
связаны с
ощущением
тепла и в то
же время тревоги,
напряжения.
Голубые,
синие и
зелёные
краски,
наоборот,
лспокойные╗ и
лхолодные╗.
Все
эти ощущения
издревле
использовались
художниками.
Постепенно в
искусстве сложилась
символика
цвета: употребление
той или иной
краски уже
само по себе
несло
определённый
смысл. Так,
например, в
иконописи
золотом
изображали
присутствие
Бога в мире,
божественный
свет.
В
некоторые
культурные
эпохи цвет
использовался
главным
образом для
создания
объёмного и
достоверного
изображения.
Но и тогда не
забывали о
том, что цвет
на картине Ч
не тот, что в
жизни. В
жизни это
просто
свойство
того или
иного
предмета, в
искусстве Ч
элемент
художественного
замысла.
ТОН
(греч. tonos Ч
лнапряжение,
ударение,
сила╗)Ч те
свойства
краски,
которые
передают
освещённость
предмета.
В
эпоху
Возрождения
художники
стали стараться,
чтобы их
произведения
изображали мир
таким, каким
его видит
человеческий
глаз. Они
осознали, что
один и тот же
предмет кажется
окрашенным
по-разному, в
зависимости
от того, как
на него
падает свет.
Произошло
открытие светотени,
её элементом
и является
тон.
Оказалось,
что цвет
лиграет╗ на
свету, что
внутри
каждого цвета
существует
целая гамма
оттенков Ч
тонов.
ПЕРСПЕКТИВА
(от лат. perspicio Ч лвижу
сквозь╗) Ч
способ
изображать
пространство
на плоскости.
Трактовка
перспективы
в разные
эпохи и в разных
культурах
отражает
различные
представления
о
пространстве.
Начиная с
Ренессанса, в
европейской
живописи
господствует
линейная
перспектива:
параллельные
линии
сходятся к
горизонту,
дальние
предметы
кажутся
меньше, чем
предметы
переднего
плана. Она
обычно дополняется
воздушной
перспективой:
воздух
меняет цвет и
размывает
контуры
удалённых от
зрителя
предметов.
Такова
самая
привычная
нам, но
отнюдь не
единственная
система
перспективы.
Художник
эпохи
Возрождения
изображал
предметы
такими,
какими они
кажутся человеческому
взгляду;
средневековый
иконописец
стремился
изображать
их такими, каковы
они в очах
Божиих.
Поэтому
самыми крупными
он делал не
ближайшие, а
важнейшие
предметы, а параллельные
линии у негоа
сходились не
к горизонту,
а к зрителю:
тот как бы
ощущал на
себе взгляд
из глубины
иконы. Такое
построение
называется обратной
перспективой.
Встречаются
и иные
способы передавать
пространство.
ОПТИЧЕСКИЕ
ПОПРАВКИа (от греч.
ops Ч
лглаз╗) Ч своего
рода уступки
человеческому
глазу.
Известно, что
человеческий
глаза
часто видит
вещи не
такими,
каковы они на
самом деле. С
определённой
точки зрения
прямая линия
кажется
искривлённой
(и наоборот),
ближние к
глазам части
предмета
кажутся крупнее,
чем
удалённые,
один и тот же
предмет на
разном фоне
может
казаться то
большим, то
маленьким Ч и
т.п. Чтобы
как-то
скорректировать
восприятие
своих
произведений,
живописцы,
скульпторы и
архитекторы
идут на
сознательное
искажение от
геометрической
правильности
и
математической
точности
пропорций.а Эти
искажения и
называются оптическими
поправками.
АЛЛЕГОРИЯ
(от греч. allegoria Ч
линосказание╗)
Ч
изображениеа
отвлечённых
понятий
через
конкретные
фигуры и предметы.
Как правило,
аллегория
использует устойчивый
набор знаков,
понятных
людям той или
иной
культуры.
Так, в
европейской
культуре ещё
с античных
времён весы
означают справедливость,
пурпурное
одеяние Ч
царскую
власть, орёл Ч
доблесть и
победу. Как
аллегории
часто
выступают
образы
античной мифологии:
такова,
например,
муза на
портрете Пушкина
работы
Кипренского.
Для
аллегории характерна
однозначность
и
предсказуемость:
значения
жёстко
закреплены
за знаками и
обычно
известны
публике
заранее. Этим
аллегория
отличается
от символа.
Использование
аллегорий
особенно
характерно
для
искусства
средних
веков, барокко
и
классицизма.
СИМВОЛ
(от греч. symbolon Ч
лопознавательный
знак╗) Ч
смысловая
сторона
художественного
образа, его
способность значить.
Каждая
деталь бытия
в искусстве
всегда
нагружена
дополнительным
смыслом. Этот
смысл нельзя
извлечь, как
ответ из
загадки или
мораль из
басни Ч в него
нужно лвойти╗,
его нужно
прочувствовать
и пережить.
Образ,
несущий этот
смысл, называется
символом.
В
отличие от аллегории,
символ
всегда
многозначен.
Что,
например, символизируют
рушащиеся
статуи в
лПоследнем
дне Помпеи╗ К.
Брюллова? Это
сразу и достоверная
примета
происходящей
катастрофы,а и знак
ничтожества
человеческих
надежд перед
мощью стихии,
и намёк на
революционное
движение,
сметающее
старых
кумиров Ч и
мало ли что
ещё.
В
некотором
смысле,
символ Ч
синоним
искусства:
без него
искусство
немыслимо. Но
есть эпохи,
особенно к
нему
тяготеющие.
Таковы культуры
зрелого
средневековья,
романтизма,
рубежа XIX Ч XX
веков.