Владислав Владимирович Николаенко

Экспрессионизм в Болгарии

 

            Болгарская культурная ситуация определялась в первую очередь противостоянием широко понимаемого модернизма и более традиционного искусства. На этом фоне Э. воспринимался не как самостоятельное течение, а как одна — правда, наиболее актуальная — из внутримодернистских тенденций. Так понятый Э. возникал изнутри символизма и не противопоставлял себя символизму. Поэтому болгарские писатели могли считать экспрессионистами Малларме и Рембо, Гамсуна и Стриндберга, Демеля и Рильке, Л.Андреева и Маяковского. По той же причине "чистый" Э. не сформировался и в болг. живописи, и в театральном искусстве.

            В литературе экспрессионистские тенденции проникают сперва в прозу: фрагменты из "Богомильских легенд" (1914) Н.Райнова в немецком переводе впоследствии опубликовал ж. 'Aktion' (1918). Перевод был выполнен Г.Милевым — главным пропагандистом Э. в Болгарии. В 1919 — 1922 гг. он издает ж. "Везни", объединяя вокруг него болг. модернистов. "Везни" не были собственно экспрессионистским изданием, но активно знакомили болг. публику с творчеством немецких экспрессионистов и близких к ним литераторов и художников других стран, а также объявляли Э. основным течением современного искусства и адекватным выражением современной души.

            Влияние немецких экспрессионистов, наряду с воздействием поэзии Р.Демеля, В.В.Маяковского и "Двенадцати" Блока, во многом определило облик стихов самого Г.Милева. Под сильным влиянием Э. находился и Ч.Мутафов. В его прозе 1920-х гг. человек растворяется в предметной среде, а вещь, напротив, интериоризируется, вбирая в себя человеческие эмоции.

            Сентябрьское восстание 1923 г. и последовавший за его подавлением террор привел к усилению социальных тенденций в болг. литературе. Если первоначально Э. был орудием литературной борбы с провинциальностью и красивостью, то на новом этапе в нем ищут прежде всего протеста против нечеловеческого мира, в который брошен современный человек. Еще недавно экспрессионистом казался Малларме — теперь экспрессионизм находят у Э.Синклера. Вместо ж. "Везни" возникает ж. "Пламык" (1924 — 1925), где авторов объединяет не столько поэтика, сколько политика. Формируется так наз. "септемврийская" литература (А.Страшимиров, А.Расцветников, Ламар), ее тема — крик ужаса, негодования и скорби по растерзанной Болгарии. Эта тема настоятельно требовала соответствующего художественного языка, и он оказался во многом родствен Э. В "септемврийской" литературе болг. Э. переживает свой последний взлет (поэма Г.Милева "Сентябрь", 1924).

            После гибели Г.Милева в 1925 г. термин "Э.", и ранее применявшийся не слишком строго, перестает звучать боеывм лозунгом и постепенно сливается с понятием "выразительность". Отдельные черты экспрессионистской поэтики, однако, сохраняются вплоть до конца Второй мировой войны в поэзии Н.Вапцарова, прозе С.Минкова и др.

            Присутствие Э. в болг. т е а т р е тоже связано прежде всего с деятельностью Г.Милева. В 1920 г. он поставил в Народном театре "Пляску смерти" А. Стриндберга, а в 1922 г. — "Человека-массу" Э.Толлера в театре "Ренессанс".

            В живописи Э. оказался важнейшим элементом формировавшегося в 1920-х гг. нац. декоративного стиля.Как и в литературе, элементы Э. свободно сочетались с воздействиями иных модернистских течений — от сецессиона и Сезанна до Билибина и Н.Рериха. Близки к экспрессионизму некоторые работы И.Милева, Сирака Скитника, Б.Обрешкова, К.Цоева и др. С Э. начинал и Г.Папазов, впоследствии переехавший во Францию и усвоивший более авангардную манеру, сочетающую элементы сюрреализма и абстракции.

 

 

            МИЛЕВ, Гео (Георги Милев Касабов, 15.01.1895, с.Раднево — после 15.05.1925, София?). — болг. поэт, прозаик, переводчик, лит. и худож. критик, театр. деятель; главный пропагандист и теоретик Э. в Болгарии.

            Род. в семье учителя, писать и переводить начал еще в детстве. Раннее увлечение болг. и рус. классикой после поступления в Софийский университет (1911 г.) сменяется преклонением перед символизмом. С 1912 г. изучает литературу в Лейпциге, публикует в болг. журналах свои переводы и серию статей "Литературно-художественные письма из Германии" (1913). Главное направление его лит. деятельности — противостояние традиционному бытовизму, натурализму и этнографизму болг. культуры, стремление включить ее в общеевропейский культурный процесс, имя которому модернизм, который для М. был синонимом символизма. Главную линию модернизма М. вел от Малларме через Верхарна (с которым М. был лично знаком и состоял в преписке) к Р.Демелю. Диссертация М. о поэзии Демеля не была защищена из-за начавшейся мировой войны. В 1916 г. М. был призван в армию, на фронте был ранен (потерял правый глаз).

            Находясь на лечении в Германии, М. сближается с экспрессионистами, — в 1918 г. ж. 'Aktion' публикует фрагменты из "Богомильских легенд" Н.Райнова в переводе М. Однако его собственные стихи того времени (они вошли в сб. "Жестокий перстень", изд. 1920) все же скорее символистские.

            Вернувшись в Болгарию, М. организует в 1919 г. ж. "Везни" — один из главных органов болгарского модернизма. Его статьи и переводы в этом журнале — важнейшая веха в освоении Э. болгарской культурой. Среди переводимых авторов — Й.Бехер, Э.Верхарн, Г.Гейм, Г.Мейринк, Фр.Ницше, С.Пшибышевский, А.Стриндберг, Р.-М.Рильке, Э.Толлер, У.Уитмен. В 1920 он начинает свою карьеру режиссера, поставив "Пляску смерти" А.Стриндберга в Народном театре. В этом же году М. переводит "Двенадцать" Блока, понятую им как одно из высших достижений Э. Проза М. ("Экспрессионистский календарик на 1921 г." и более поздняя "Уродливая проза", 1924) представляет собой лирические фрагменты — он считал фрагмент наиболее органичной формой искусства, поскольку сила искусства в синтезе, а не в анализе, фрагмент же есть торжество синтеза.

             В 1922 г. М. издает две книги стихов ("Панихида по П.К.Яворову, поэту" и "Иконы спят") и составленную им самим "Антологию желтой розы", в которую вошли многие его переводы. В театре "Ренессанс" идет его постановка пьесы Э.Толлера "Человек-масса". В этом же году написаны поэмы "Ад" и "День гнева", в которых Э. выступает уже не как декларация, а как органически усвоенная поэтика. В новых стихах М. усиливаются социальные мотивы. Он увлекается советским искусством (Блоком и Маяковским прежде всего) и даже делает попытку вступить в компартию.

            Жестоко подавленное Сентябрьское восстание 1923 г. обернулось усилением левых тенденций в болг. литературе. На место эстетского ж. "Везни" приходит политически ангажированный ж."Пламык". В нем напечатано главное произведение М. — поэма "Сентябрь" (1924). М. издает сб. переводных революционных стихотворений — "Крещение огнем и духом" (1923), а "Пламык" из номера в номер печатает антологию Э.Синклера "Крик о правде". Лозунгом М. остается Э., но теперь задача Э. — не произвести революцию в искусстве, а стать искусством революции.

            В начале 1925 г. "Пламык" остановлен цензурой, суд приговаривает М. к штрафу. 15 мая 1925 г. М. был вызван в полицию, откуда не вернулся. В это же время пропал без вести и еще один поэт-сторудник "Пламыка" — Хр Ясенов. Как стало известно позднее, они были — с другими жертвами — удавлены и похоронены в братских могилах.

 

 

МИЛЕВ, Иван (Иван Милев Лалев, 19.02.1897, Казанлык — 29.01.1927, София) — болг. живописец, график, театр. художник.

            Сын пастуха. Рисовать начал еще в гимназии. Участвовал в I мировой войне. Служил сельским учителем.

            В 1920 г. приехал в Софию и устроил выставку своих работ. Открыл ее вступительным словом Г.Милев, он же напечатал о ней похвальную рецензию. Это открыло М. путь в Художественную академию. Вокруг него объединяются молодые художники, недовольные привычной гладкописью. Первым из болг. художников стал разрабатывать плакат как художественный жанр.

            Главная заслуга М. — создание национального декоративного стиля. В основе его — эстетика иконы и народного эстампа, на которую наложена изощренность art nouveau (ощутимо воздействие Билибина, Врубеля, Н.Рериха). За панно "Крали Марко" (1925) М. получает Гос. премию.

            С 1926 г. М. работает в Народном театре. Среди оформленных им постановок — "Ганнеле" Гамсуна и "Тот, кто получает пощечины" Л.Андреева.

            Элементы Э. проникают в творчество М. в середине 1920-х гг. Они ощутимы в цикле работ на темы народных обрядов ("Поминки", "Обручение", обе — 1923, "В церкви", "Деревенская мадонна", обе — 1925, "Молитва", 1926) и особенно в социально окрашенных произведениях ("Беженцы", "Сентябрь 1923", обе — 1926).

 

 

ПАПАЗОВ, Георги (Жорж) Панайотов (02.02.1894, Ямбол — 23.04.1972, Ванв) — болг. живописец, работавший главным образом во Франции.

            Происходил из крестьянской семьи. Изучал архитектуру и парковое искусство в Праге, затем живопись в мастерской Г.Гофмана в Мюнхене. Элементы Э. сильны в его ранних работах, выполненных под сильным воздействием полотен П.Клее, В.Кандинского и О.Кокошки (последнему принадлежит один самых восхищенных отзывов об искусстве П.). В слепом подражании этим мастерам его упрекал Г.Милев в рецнзии на софийскую выставку П. 1919 г.

            В 1924 г. П. уезжает во Францию, и уже в 1925 выставляется в Салоне Независимых. В Болгарию он больше не вернется, только в 1935 устроит выставку в Софии. С этого времени П. находится в самой гуще художественной жизни Франции. Совместные проекты связывают его с П.Пикассо, Ж.Браком, Ф.Леже, П.Клее, Х.Миро, А.Дереном, М.Вламинком. Его стиль становится более авангардным, тяготея к сюрреализму (П. — участник первой выставки сюрреалистов, вместе с Х.Миро, М.Эрнстом, Г.Арпом), а затем вбирает элементы абстракции.

            П. издал по-французски автобиографический роман "Братья Дреновы" (1952), книгу воспоминаний "Паскен... Паскен... это я!" (1932), "Письма к Дерену" (1966) и др.книги.

 

 

            "ПЛАМЫК. Ежемесячный журнал литературы и искусства" ("Пламък" — "пламя" по-болгарски) — выходил с 01.1924 по 01.1925, всего 11 номеров. Главный редактор — Г.Милев, среди сотрудников — Хр.Ясенов, Ламар, А.Страшимиров.

            Отразил резкое "полевение" части болгарских модернистов после Сентябрьского восстания 1923 г. и последовавшего за его подавлением террора.      В "П." был напечатан шедевр Г.Милева — поэма "Сентябрь", а также одно из центральных произведений А.Страшимирова — "Исповедь". Из номера в номер публиковалась антология революционной поэзии "Крик о правде" Э.Синклера, печатались произведения В.В.Маяковского, В.Я.Брюсова, Л.Андреева, В.Гюго, Э.Верхарна, Р.Демеля, репродукции полотен Ван Гога, П.Брейгеля-старшего, О.Кокошки.

             Литературная программа "П." — превращение Э. в искусство революции, "варваризация" искусства, ломка традиционной формы. Эксперимент этот был двусторонен: модернизм становится революционным искусством, но и революционное искусство воспринимается как художественный авангард, — его ангажированность ощущается как смелый художественный прием.

            В январе 1925 г. издание запрещено цензурой, Г.Милев и Хр.Ясенов пали жертвами полицейских репрессий.

 

 

            "ВЕЗНИ. Литературно-художественный журнал" ("везни" по-болг. "весы") — выходил в Софии с 1919 по 1922 г. Главный редактор — Г.Милев. Среди сотрудников — Т.Траянов, Л.Стоянов, Хр.Ясенов, Н.Райнов, Э.Попдимитров, Н.Лилиев, Ламар, Ч.Мутафов, Сирак Скитник.

            Главный орган болг. модернизма в межвоенный период. Художественная ориентация "В." колебалась между символизмом как господствующим направлением болг. модернизма (отсюда — название, отсылающее к знаменитому русскому журналу) и Э., энтузиастом которого был Г.Милев. Компромисс был найден Г.Милевым: по его мысли, Э. есть современная стадия символизма, родоначальник его — Малларме, а крупнейший представитель — Р.Демель.

            В результате этого компромисса оригинальная проза и поэзия "В." была главным образом символистской, а отделы критики и переводов настойчиво пропагандировали Э. "В." помещали репродукции картин Б.Сандрара, В.Кандинского, Э.Мунка, О.Кокошки и др., публиковали (в основном — в переводах гл.редактора) Й.Бехера, А.Блока ("Двенадцать"), Э.Верхарна, Г.Гейма, Г.Мейринка, Р.-М.Рильке, А.Стриндберга. Переводы обычно сопровождались статьями, в которых творчество данного автора включалось в общеевропейскую панораму модернизма, увенчанную Э.

            Главная заслуга "В." — борьба с культурным провинциализмом, стремление вывести болг. литературу на европейский уровень и включить ее в общеевропейский культурный контекст.

 

 

            МУТАФОВ, Чавдар (19.09.1889,Севлиево — 10.03.1954, София) — болг. писатель и критик.

            По образованию — инженер и архитектор. Войдя в круг болг. модернистов, публиковался в их ведущих органах — ж . "Везни" и "Златорог". Стиль его прозы формировался под сильным воздействием нем. экспрессионистов. Наиболее значительные произведения — "Марионетки. (Импрессии)" (1920), "Дилетант. (Декоративный роман)" и "Покер темпераментов.(Гротески)" (обе — 1926). Критика отмечала , что в прозе М. человек растворяется в предметной среде, которая, в свою очередь, очеловечивается, подчиняясь его эмоциям. С начала 1940-х отходит от лит. деятельности.

Hosted by uCoz