Владислав Владимирович Николаенко

Формирование национального культа в болгарской культуре рубежа веков

ааааааааааа "Состояние постоянной мутации, напластования эпох, отснтающиха и опережающих друг друга,а стало на Балканах в расснматриваемый период естественной нормой течения регионального времени" а-а формулирует Н.В.Злыднева.(1) Процесс "перехода от внеличностного средневекового сознания к сознанию секулянризованному,а тоа есть закованному в границы индивидуального ля╗"(2),а хотя и подготавливался давно,а происходита всеа же очень резко.а Триа европейские эпохи индивидуализма - Ренеснсанс, романтизм и fin de siecle Ибсена и Ницше - почти совнпали во времени.а Так, окончательное вытеснение монастырских школ светскими происходит уже после Освобождения,а в 1880 -е годы;а романтизмом окрашена вся болгарская литература от Бонтева и едва ли не до конца 1.а мировой войны,а аа начинаяа с 1890-х годов уже ощущается влияние неоромантизма и ницшеанснтва.

ааааааааа Может быть,а в этом "наложении эпох" одна из причин того, что секуляризация сознания приняла форму отхода от веры, начавшегося с образованных кругов и,а по-видимому,а к началу (или, по крайней мере, к концу) 1. мировой войны принимающенму все более широкие масштабы.

ааааааааааа Корни этого многократно отмеченного,а хотя еще недостанточноа осмысленного факта лежат в эпохе турецкого владычестнва. Насколько мы можем судить, религия, бывшая одним из факнторова сохраненияа болгар как нации,а в какой-то момент была осознана определенной частью обществаа кака средство национнальнойа консолидации.а Если христианство отделяло болгар от турок,а то независимая Болгарская церковь должна былаа отделить - и отделила - болгар от сербов и греков.а Тончо Жечев, которому мы обязаны,а пожалуй, самым проницательным анализом данного вопроса,а приводит любопытную цитату из статьи Петко Славейкова,а опубликованной в Цариграде в 1860 году:а "Мы не боимся,чтоа болгарыа станута католиками и протестантами.(3) Нет.а Мы боимся других последствий,а настолько же болееа пенчальных и достойных сожаления,а сколь и более губительных... Болгары ни католиками, ни протестантами не станут, но и пранвославными не останутся.а Или иначе:а болгары останутся пранвославными,а но лишь на словах,- а в сущности будут неверуюнщими ("безверни")".(4) Т.Жечев не без основания видит здесь скрытое за внешним беспокойством о вереа тайноеа злорадство: Петко Славейков,а считая,а что борьба за независимую церковь подрывает религиозное чувство,а смешивая его с политическими страстями,а оттесняющимиа веру на периферию сознания,а - сам принял деятельное участие в этой борьбе: проблемы нации волнновали его куда больше, чем вопросы веры.

аааааааааааааа Итак, уже в эпоху национального Возрождения начинается двуединыйа процесс:а православие в Болгарии, став средством в политической борьбе, оскудевает религиозным духом, превращанясь в дифференциальный признак нации, в "приличное" исполненние обрядов;а в то же времяа национальноа -а освободительное движение всеа более явственно приобретает религиозную окраснку.а Религиозный элемент в национальнома движении,а впрочем, ощущается с самого его начала, ас того момента, когда Паисий Хилендарский в своем монашеском облаченииа пошела проповедонвать о былом величии Болгарии, - такое начало больше напоминнает зарождение новой религиозной секты,а нежели первые шаги политического и культурного движения. И впоследствии отношенние деятелей Возрождения к Болгарииа проникнутоа определенно религиозным настроением,а хотя на болгарской почве и не поянвилось мессианизма в русском или польском духе.

ааааааааааа Еще более важным в этом смысле нам представляевся период 1880-х годов, авремя своего рода канонизации целого пантеона борцов за независимость.а "Вазов - подобно Яну Коллару в его поэме "Дочь Славы" - создал свой,а болгарский варианта "сланвянскогоа рая и ада".а Его "болгарский рай" - это,а наряду с красотой нашей природы (Эдем-В.Н.), тот пантеон бессмертных (праведникиа иа мученикиа - В.Н.),а который ярко обрисован в "Эпопее забытых"..."(5) Словоа "пантеон"а -а примечательная оговорка,а иа мыа рискнема придать ему куда более буквальный смысл,а чем, по-видимому, имел в виду С.Игов. Вольно или ненвольно, Вазов (наряду с другими писателями 1880-х гг., прежнде всего З.Стояновым) вырабатывал своимиа произведениямиа об эпохеа национально-освободительной борьбы особый пиетет болнгарского общества по отношению к отдельныма -а сакральныма в своем роде - моментам болгарской истории.а Так,а например, о казни Васила Левского (по прозвищу Апостол) он пишет:

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа "...О, бесило славно!

аааааааааааааааааа По срам и по блясък ти си с Кръста равно!"

Много позднее,а уже в 1910-х годах, он разворачивает сравненние национального освобождения с Воскресением:

аааааааааааааааааааааааааааааа "...И възкръсна там правдата висша

чрез триумфа на българский меч,

волно дух фърка, волно гръд диша,

волно звучи и роднатаа реч.

Македонио, дигай сърце си:

над теб българско слънце изгря

подир сръбската нощ. Кайн умря!

Христос възкресе!"

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ("Христос възкресе",а 1915)(6)

Вот еще несколько примечательныха цитат:а "Заа теа несколько дней,а чтоа яа провел там (в Велико Тырново - В.Н.) в одинончестве, я погрузился в прошедшие века, в воспоминания о трангических и судьбоносных событиях, происходивших там, и признракиа минувшегоа воскресалиа передоа мноюа воаа всемаа своем печальном величии и очаровании... И в этом мистическом настроении (выделено мною - В.Н.), переживая то , что уже исчезнло, но что так мило и дорого моей болгарской душе, я мысленнно витал в иных пределах,а вдали ота шумаа действительности, одинокийа и счастливый в волшебном мире воспоминаний и виденний" (предисловие Вазова к его сборнику баллад "Легенды близ Царевца", 1910 г.). История Болгарии подобна Священной истонрии, и отдельные ее моментыа являютсяа вдохновенномуа поэту. Ср.а у Флоренского: "...Если одни иконы бесспорно явлены, то о других,а даже библейских,а приходится думать то жеа самое: историческая фактичность некоторых событий, равно как и лиц, не исключает их пребывания в вечности,а а потому - и возможнностиа созерцатьа их при подъеме сознания над временем.а Все иконы - явленные..." (7) (разрядка авторская - В.Н.). В том жеа сборнике отчетливо видно,а что Бог и Болгария для Вазова практически идентичны (вечный оппонент Вазова, Пенчо Славейнков, с ним совершенно согласен: "Бог и България - единство в двойна плът...")

ааааааа В балладеа "Проклятыйа Иванко" ("Проклятие въз Иванка") убийца царя Асена, проклятый Болгарией, никакими монашескими подвигами и молитвами не может вымолить прощения своему гренху:

аааааааааааааааааааааааааааааа "...Монах изнурен,а белобрада -

приа Янтра,а в усойна долина,

от белий затуля се свят,

и в пещера тъмна години

прекаран в молитва и пост,

денощно митани той чини,

незнаен в пустинята гост.

 

ааааааааааааааааааааааааааааааааа Но прошка не иде от Бога

за грех непростим и велик...

Умре той във страх и тревога,

нечут от небето клетник..."

Интересно, что в наказание за грех его тело остается нетленнным (нетленное тело монаха - аскета уа егоа пещернойа кельи, похоже, не вызывает у Вазова никаких ассоциаций):

аааааааааааааааааааааааааааааа "...Лежи там, на гроб неотдаден,

ааааааааааааааааааааааааааааааааа на вятър, на дъжд и на жега,

се` цел си е трупа му хладен,

светата му тлен не засега..."

(выделено мною - В.Н.)а (8)

В другой балладе к святому подвижнику приходит женщина и иснповедуется,а что она участвовала в убийстве своего мужа. Моннах отказывается отпустить ей этот грех:

ааааааааааааааааааааааааааааааааа "След сто годин мъки във ада

ааааааааааааааааааааааа Бог може би тебе прости-ще!"

(Отметим между прочим этот аналог чистилища, о котором говонрит,а очевидно, православный монах). Но затем он узнает, что эта женщина - Елица,а вышедшая замуж за ногайского хана Чоку для спасения Болгарии от его полчищ и принявшая на себя роль Юдифи. Это резко меняет его мнение:

ааааааааааааааааааааааааааааааааа "България щом те прощава,

ааааааааааааааааааааааааааааааааааа и Господ простил те е вече!"а (9)

Проклятый Болгарией проклят и Богом,а прощенный ею - и Богом прощен,а - поскольку Болгария и есть воплощение светлых сил, а следовательно, ее враги - исчадия преисподней:

ааааааааааааааааааааааааааааааааааа "О, жив е българский Бог, Богът наш

ааааааааааааааааааааааааааааааааааа велик,а и чудесата с нази прави.

ааааааааааааааааааааааааааааааааааа Защото правдата е с наший меч

и имаме велико тук призванье

и славна рол в историята веч

съдбата привидлива начърта ни.

ааааааааааааааааааааааааааааааааааа И пак ще одолейм! И по-висок

ще бъдеа нашията полета свободни

въпреки всичкиа сили преизподни!

О, жив е,а жив е българският Бог!"

ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ("Българският Бог", 1913)(10)

Здесь двойнаяа аллюзия:а указанияа на Ветхий Завет - "Я Госнподь,а Бог твой,а Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства" (Исход, 20:2); "Вот, Я посылаю перед тобою Аннгела Моего хранить тебя на пути и ввести тебяа ва тоа место, которое Я приготовил тебе... Ужас Мой пошлю перед тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих". (Исход, 23:20 и 27); "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его"; "Трепещите, язынцы,а и покаряйтеся, яко с нами Бог" и подобные места "накландываются" на вынесенную в эпиграф цитату из Ботеваа ("Жива е той, жив е..."). Образ Яхве сливается с Хаджи Димитром и санмим Ботевым.а "Национальный культ", будучи язычеством уже по самому смыслу этого слова, обнаруживает свою природу: землю, освященную кровью жертв,а защищают умершие предки и дух-покнровитель племени.

 

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа *************************

ааааааааааа Следует отметить,а чтоа Вазова и писатели его поколения (Т.Влайков,а М.Георгиев)а отличались кака от своих предшестнвенников (скажем,а Ботева и Каравеловa),а так и от "младших" (Пенчо Славейкова или Яворова) гораздо большима почтениема к православию.а Ноа если приглядеться к высказываниям Вазова о религии,а то возникает сильное подозрение,а что это почтение основано не на религиозных чувствах, а на традиции. Нескольнко (совсем немного) огрубляя, позицию Вазова можно сформулинроватьа так:а "Мы должны быть православными потому,а что это вера наших отцов и дедов" (а не потому,а что это единственно правая вера).а Ср.: "Вольтерьянство и вольнодумство - модные добродетели сейчас, когда ветер скептицизма и отрицания, занлетевший к нам из-за гор и лесов, гасит в глубинах наших душ последние теплящиеся искорки веры наших отцов,а верыа нашего детства..." (11). При этом влияние "вольтерьянства и вольнондумства" Вазов признавал и в себе;а так, описывая свое посенщениеа главной болгарской святыни - Рильского монастыря - он исповедуется: "Я живу в скептическом веке, и сейчас чувствую это наиболее остро и наиболее мучительно. При виде этого венличавого памятника благочестия и веры минувших веков я испынтываю некое волнение, но совсем не то, которое я себе предснтавлял и которое должен был бы испытывать."

ааааааааааа Ниже -а не без некоторого кокетства - Вазов признается, что в нем православие вызывает прежде всего чувстваа патрионтического и эстетического свойства:а святого Ивана Рильского "я славословлю и благоговейно поклоняюсь емуа неа толькоа за его чудеса, и не за благовонный дух его нетленных мощей, понкоящихся в драгоценной раке у алтаря,а ...а а за то,а что он была поэтом,а ведь он выбрал для жизни эти прекрасные места, за то, что он сохранил для нас эту прекрасную гору - Рилу, с ееа вековымиа девственными алесами,а невыразимыми природными красотами и дикой поэзией,а - Рилу, драгоценнейший бриллиант болгарскойа короны и нашего отечества..." (ниже еще упоминанется в числе заслуг монастыря сохранение нескольких уникальнных древнеболгарских документов)(12).а Посетовав на то,а что он уже не может быть паломником, Вазов с гордостью объявляет себя туристом.а Такое православие, разумеется, спокойно ужинвается со строительством того "национального культа",а о контором мы писали выше, или с признанием, сделанным Ивану Шишнманову: "Я, если хочешь, отчасти пантеист..."

ааааааааа Именно в качестве "веры отцов" православие было восприннято и государством;а при этом оно вполнеа моглоа комбинироватьсяа са "национальныма культом" (и даже - в принципе - им вытесняться).а "Патриотизм и религиозное чувство"а кака цель воспитанияа -а почтиа идиоматическое выражение (иногда - для пущего сходства с уваровской триадой - с добавлением "любовь ка династии")(13).а Конечно,а подобного рода игра с религией могла вызвать только обратный эффект, эффект отталкивания от православия.а Постепенно в образованных кругаха (даже неравннодушныха к религиозным проблемам) христианство,а особенно в традиционных формах,а перестает приниматься всерьез. Когда к умирающемуа Пенчоа Славейкову позвали священника,а он жестом велел тому выйти. О Церкви он говорил: "Моя вера - другая... Это для тех,а кто еще не слышал Бога..."(14) Если мы еще учнтем то,а о чем писал Петкоа Славейкова ва цитированнойа выше статье:а "Веру, столь униженную в глазах людей мыслящих; венру,а злоупотреблениями священнослужителей вызывающую презренние у набожных;а веру,а в которой из-за отсутствия проповеди народная масса еще не оглашена,а - такую веру по определению неа меняют,а аа отступаются от нее..."(15) - то почти полная безрелигиозность образованных кругов Болгарииа покажетсяа не столь уж удивительной.а Даже влиятельнейшая русская культура не могла изменить положения:а русский религиозныйа ренессанс неа получил в Болгарии сколько-нибудь существенного отклика.

 

аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа *********************

ааааааааа "Национальный культ",а окнчательно сложившийся в 1880-х, в дальнейшем такжеа претерпеваета любопытныеа трансформации. Отметим, что его создание было выражением своего рода духовнной оппозиции:а Вазов называет свой цикл, посвященный памяти героев национального Возрождения,а "Эпопеей забытых".а Время героев он противопоставляет времениа мелкиха людишек,а время высоких стремлений - меркантилизму и "партизанским" страстям современности.

ааааааааа Но "национальный культ" пришелся как нельзя более кстати и для государственной идеологии.а Приближались, "отбрасынвая тень назад",а Балканские войны и 1.а мировая,а появилась настоятельная потребность в милитаризацииа общества.а Национнальный культ героев,а почитающий высшим предназначением ченловека смерть за свободуа Болгарии,а легкоа видоизменялсяа в нужнома направлении:а стоило только опустить слово "свобода" или придать ему несколько иной смысл. А поскольку болгарский Христос (Христо Ботев или Васил Левский - "Апостол")(16) понгибал с оружием в руках, то, в принципе, болгарское общество былоа вполнеа подготовлено к тому,а чтобы воспринять воина в качестве идеала.

ааааааааааа Но когдаа "национальный культ" был подхвачен официозом, когда "юнак балканский"а стала стремительноа превращатьсяа в солдатаа регулярной армии(17),а в верхнем слое образованного общества проявилосьа отталкиваниеа ота массовойа психологии. "Национальныйа культ"а была переосмыслен в ницшеанском духе: "герой совершает свой подвиг часто радиа бессмыслицы"; борцы за Освобождение ошиблись, "приняв скот за людей" (Пенчо Сланвейков)(18) при том,а что для Славейкова,а скажем,а это ниснколько не лишает их подвиг величия.

ааааааааааа аВ 1890-е годы идея Нации как основной ндажеа абсолютнойа -а ценности вступает в сложные отношения с идеей Культуры.а Однако вытеснения одного другим не происхондит,а и национальный миф сохраняет свою власть над умами еще по крайней мере до конца 1.а мировой войны.а Собственно,а за этот период он и приобретает свою окончательную форму. Образ идеальной Болгарии,а воплощающий национальный миф и оправдынвающий национальный культ, складывается из трех пластов; вонпервых, это величественная картина 1. и 2. Болгарского царснтва,а Болгарияа Аспаруха,а Симеона и Асена,а Болгария святых Кирилла,а Мефодия (19) и Климента Охридского.а Напоминаниеа о былома величии государства отчасти компенсировало "комплекс" малой нации,а роль древней Болгарии дляа православногоа сланвянства компенсировала "комплекс" малой культуры.а Кроме тонго,а эта картина напоминала о "естественном"а ходеа истории, оборвавшемся после нашествия турок, об искусственно прерваннном блистательном развитии.

ааааааааааа Второй пласта - "хайдуцкий" топос,а картины героической борьбы за освобождение со времен Крали Марко вплоть доа Шипнки. Это "священная история" Болгарии.

ааааааааааа И, наконец, третий лик идеальной Болгарии - "болгарская Аркадия",а миф,а который складывается как раз в интересующий нас период.

ааааааааааа Это весьмаа своеобразноеа явлениеа болгарскойа культуры представляет собой идеализированныйа образа Болгарии,а родснтвенныйа славянофильскойа Святойа Русиа илиа представлению о "доброй старой Англии".а "Болгарская Аркадия" - это Болгария как таковая, не знающая растленного влияния Запада, лишенная ужасов турецкого ига и наприглядных картин времена независинмости.а Ееа образ восходит к лирическим и мифологическим нанродным песням (самодивы,а Змей, орисницы - частые гости в ее мире),а аа также к пейзажной лирике и некоторым прозаическим произведениям национального Возрождения (можно назвать, напнример,а повесть Каравелова "Болгары старого времени").а Этот образ невозможно локализовать во времени,а Аркадия принципинальноа неисторична.а Это действительность,а которая является лишь вдохновенному художнику, это болгарское село, раздвинунтое до космических масштабов.(20)

аааааааааааааа Призрачность такой Болгарии точно отмеченаа С. Радевым (статья 1905г.): "Неужели мы, болгары, настолько оторваны от села,а чтобы нам могла нравитьсяа таа иллюзия,а которуюа нам предлагает поэт(21),а или чтобы нас хотя бы шокировала невенроятность его вымыслов?а Разумеется,а есть среди нас и люди, топтавшие асфальт чужих городов, вдыхавшие шумный воздух евнропейских столиц, позаимствовавшие утонченность так называенмойа цивилизованнойа жизни и ее эксцентричные нравы...а - но почти все мы сохраняем воспоминания о родном селе,а о дворе, гдеа мычалиа коровы и что-то клевали куры,а об остром запахе бакалейной лавки отца и о пыльных дорогах, где мы играли бонсоногимиаа ребятишками.а Кака жеа прикажетеа преодолетьа все это,чтобы насладиться милыми,а лучезарными видениями автора? Именно поэтому Петко Тодоров избегает в своих рассказах четнкости и ясности. События в них происходят Бог знает когда. В егоа героях есть что-то неопределенное и химеричное.а Что же касается пейзажей,а то они красивы,а свежи и поэтичны, но их трудно представить воочию...а Он (Петко Тодоров - В.Н.) поснледовал своим наклонностям мечтателя, плененный безвозвратно нашимиа прекрасными народными песнями,а и уже не может из-за иха иллюзорногоа мираа увидетьа действительность,а будничную жизнь,а смешнуюа и бесполезную одновременно."(22) Если заменнить слово "не может" на "неа хочет",а характеристикаа будет совершенно точной.

ааааааааааа Эти три лика идеальной Болгарии, вступая в сложные взаимоотношения,а многоеа определили в дальнейшем развитии болнгарской культуры влоть до наших дней:а древнеболгарская тема разрабатываласьа Н.Райновыма ва "Виденияха древней Болгарии" (где развивается и углубляется именноа идеализацияа древноснти), - Э.Станев уже в 1960-70-х годах будет частично испольнзовать этот образ,а и во многом отталкиваться от негоа ("Ленгендааа оа Сибине...",а "Антихрист").а "Хайдуцкийа топос"а в сочетании с мотивами "болгарской Аркадии" дал прозу Й.Йовконва,а "аркадские" же мотивы обыгрываются в "черказском" цикле Радичкова.

ааааааааааа Вместе са тема образа идеальнойа Болгарии был подхвачен официальной пропагандой (напоминание об утраченных владениях Болгарии, формирование воинского идеала, Болгария как "странна самых красивых женщин и самых сильных мужчин"а иа проч.), котораяа переносила в современность (искусством обычно изобнражаемую крайне негативно) отдельные черты идеальной аБолганрии,а переносяа таким образом на современность положительную оценку.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Н.В.Злыднева,а "Художественная традицияа ва пространстве балканской культуры", М.,1991, стр.6.

2) Там же, стр.106.

3) Речьа идет о борьбе за церковную независимость и о катонлической и протестантской миссии на Балканах.

4) Т.Жечев, "Българският Великден или Страстите български", София, 1976, стр.11 и след.

5) С.Игов, цит. съч., стр.23-24.

6) Перевод: "...О, славная виселица!

И позором, и славою ты равна Кресту!" ...............

ааааааааааааааааааааааааааааааааааа "И воскресла там высшая правда

благодаряа триумфу болгарского меча,

вольно дух веет, вольно грудь дышит,

аи вольноа звучита болгарская речь.

Македония, возрадуйся сердцем

(букв.- вознеси свое сердце):

над тобоюа воссиялоа болгарскоеа солнце

после сербской ночи. Каин умер!

Христос воскрес!"

7) Свящ.а П.Флоренский,а "Иконостас",а - Собр.а соч.,а т.1, YMKA-PRESS, Paris, 1985, стр.232.

8) Перевод:а "Изнуренным, белобородым монахом

аааааааааааааааааааааааааа аблиз Янтры, в глухой долине

аааааааааааааааааааааааааа аскрылся он от белого света,

и в темной пещере многие годы

проводит в молитве и посте,

ааааааа день и ночь он кается,

ааа никому не известный пришлец.

Но нета прощения от Бога

за непрощаемый великий грех...

Он умер в страхе иа тревоге,

аааааааааааааааа не услышанный небом изгнанник...

аааааааааааааааааа а ... Он лежит там, не преданный могиле,

ааааааааааааааааааааааааа под ветром, дождем и зноем,

но по-прежнему цел его холодный труп,

святойа тлена егоа не коснулся..."

9) Перевод:а "Когда сто лет промучишься в аду,

аааааааааааааааааа Бог,а может быть, простит тебя!..

..........

аааааааааааааааааааааааааа аРаз Болгария тебя прощает,

аааааааааааааааааааааааааа азначит, и Господь простил тебя!"

10) Перевод:а "О, жив болгарский Бог, наш Бог

аааааааааааааааааа велик, и через нас творит чудеса.

 

аааааааааааааааааааааааааа аИбо правда - с нашим мечом,

аааааааааааааааааааааааааа аи мы призваны сюда для великих дел,

аи славную роль в истории уже

а начертала нам прозорливая судьба.

а И вновь мы победим! И еще выше

а будет наш свободный полет,

а вопреки всем адским силам!

а О, жив, жив болгарский Бог!"

11) И.Вазов, Събрани съчинения в 22 тома, София, т.20,София, 1979, стр.81.

12) Там же, т.11, стр.22.

13) См.,а напр., "История на образованието и педагогическата мисъл в България",а т.2, София, 1982, стр.64,75,81-82,88 и др.

14) Воспоминанияа М.Белчевойа - в кн.а "П.П.Славейков,а П.К. Яворов,а П.Ю.Тодоров в спомените на съвременниците аси", София, 1963, стр.25-26.

15) Цит. по: Т.Жечев, цит. съч., стр.12.

16) Ср. также в стихотворении Пенчо Славейкова "Бачо Киро":

 

ааааааа "Его вздернули на виселицу...

аааааааа и по сторонам от него двух разбойников,

аааааааа как тогда, когда распяли Иисуса".

 

17) См.а описание системы военной подготовки в учебных завенденияха (междуа прочим,а она включала и "патриотический" элемент - болгарские хоро и рученицы) в кн.а "История на образованието...", стр. 139.

18) Нелишнеа отметить,а что такое отношение к народу отчасти опиралось на поэзию Ботева, ср.:

ааааааааааааааааааааааа ааааааааа "...и са верой в это скотское племя

мы ждем,а когда же и к нам придет свобода!"

аааа (выделено мною - В.Н.) и подобные места.

19) Имели ли свв.а Кирилл и Мефодий в действительности какое - либо отношение к Болгарии, нас сейчас не интересует. В национальный пантеон они безусловно входили и входята до сих пор.

20) Болееа подробноеа описаниеа "болгарскойа Аркадии" см.а в гл.2.

21) Речь идет об "Идиллиях" П.Тодорова.

22) С.Радев, указ. съч., стр.26-27.

 

Hosted by uCoz